|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 102
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН В V—IV ВВ. ДО Н. э.
Даже в период своего наивысшего расцвета (с середины V до середины IV в. до н. э.) Афинское
государство оставалось полисом. Оно в полной мере соответствовало установке Аристотеля, согласно которой
«население полиса должно быть легко обозримо; также легко обозрима должна быть и его территория».
Территория полиса была небольшой: расстояние от столицы до самой крайней его точки исчислялось
несколькими десятками километров, так что общая площадь государства составляла примерно 2500 кв. км.
Центр полиса — сам город Афины — в «век Перикла» имел площадь, не превышающую 5—6 кв. км.
Государственные органы были сосредоточены в столице; органов местного самоуправления фактически не
существовало. Город полностью господствовал над сельской округой как в политическом, так и в
экономическом отношениях.
Высшими государственными органами в Афинах являлись: народное собрание, Совет 500, гелиэя.
Народное собрание (йююююфютЗ) созывалось первоначально одни раз в месяц, а с IV в. до н. э. —
четыре раза в месяц (т. е. около 40 раз в год). В экстремальных ситуациях (стихийное бедствие, нападение врага)
могло быть созвано и чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Одно из собраний каждого месяца считалось
главным: на нем проверялась деятельность должностных лиц, решались вопросы о снабжении города
продовольствием и др. Главное собрание шестого месяца решало вопрос об остракизме. Собрания проходили в
театре или на городской площади. Начинались они рано утром и продолжались в течение всего светового дня.
Если решение вопроса затягивалось, собрание могло быть продолжено на следующий день. Участниками
собрания могли быть все полноправные граждане мужского пола старше 20 лет, внесенные в списки тех демон,
где они постоянно проживали, независимо от их имущественного положения и рода занятий. Рабы, метэки
(поселившиеся в Афинах иностранцы), женщины (даже свободные) политических прав не имели и потому в
народных собраниях не участвовали. Естественно, что большинство на собраниях имело столичное
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|