|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 89
ною неравенства, классовым расслоением общества, обострением социальных противоречий. Деятельность
великих афинских реформаторов была определена потребностями социально-экономического развития и
состояла в приспособлении политико-организационных и правовых форм общественной жизни к этим
объективным потребностям.
Реформы Тезея (VIII в. до н. э.). Первым шагом к образованию Афинского государства были реформы,
приписываемые легендарному герою Тезею. При нем произошло объединение (по-гречески «синойкизм»)
четырех племен, населявших Аттику, в единый народ. Был создан центральный орган управления (совет),
которому были переданы общие дела, находившиеся до этого в ведении советов старейшин отдельных племен.
Местопребыванием единого совета стал город Афины, возникший в результате слияния нескольких общинных
поселений и превратившийся в достаточно крупный центр ремесленного (в частности, гончарного)
производства. Расположенный в 5 км от моря, защищенный от нападений пиратов, этот город смог более
надежно, чем другие полисные центры, обеспечить безопасность своего населения. В новую столицу охотно
переселялись богатые и знатные аристократические роды из других полисов. Местный культ богини Афины со
временем приобрел характер и масштабы общеаттического культа.
Синойкизм, осуществляемый как мирными, добровольными способами, так и насильственными,
принудительными средствами, явился результатом важнейших экономических и социальных процессов: ростом
крупного землевладения на фоне разорения рядовых общинников, бурным развитием ремесла и торговли,
колонизацией земель на побережьях Средиземного и Черного морей, изживанием старых форм управления,
основанных на родоплеменной принадлежности. Деление на племена, фратрии и роды, прежде строго
соблюдавшееся, утрачивало свое первостепенное значение; население перемешивалось в рамках достигнутого
объединения. На первый план стали выдвигаться новые критерии деления людей — по социальному и
имущественному положению, по роду занятий. Тезею приписывается деление свободного населения,
независимо от их рода и племени, на эвпатридов («благородных»), геоморов (земледельцев) и демиургов
(ремесленников). Если две последние категории вме
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|