|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 87
Для решения наиболее важных дел племени по инициативе совета созывалось народное собрание
(ФиЗфйфб). Оно представляло собой сходку всех взрослых мужчин, которые, как правило, являлись на собрания
вооруженными. Теоретически на этих сходках мог высказываться каждый присутствующий; реально же ходом
собрания руководили представители знати, так что простой народ в обсуждение вопросов практически не
вмешивался. Роль собрания сводилась к одобрению либо отклонению решения, заранее подготовленного
старейшинами. Порядок голосования не был регламентирован; решения принимались возгласами одобрения
либо порицания. Естественно, что такой митинговый способ позволял представителям родоплеменной знати
манипулировать волей большинства по своему усмотрению.
Главой племенной организации являлся вождь — базилевс (ФФфюоюфф). В его руках было военное
командование, верховная судебная власть, руководство религиозным культом. Базилевс не мог действовать
единолично — совещательным органом при нем выступал совет старейшин. Впрочем, мнение совета старейшин
не имело для базилевса безусловно обязательного значения. В целом, в методах осуществления власти
раннегрече-ского басилевса могут быть обнаружены некоторые деспотические черты, сближающие его с
монархическими правителями Древнего Востока. Во время войны власть базилевса особенно усиливалась: он
приобретал право жизни и смерти над своими подчиненными, поскольку его судебные полномочия логически
вытекали из функций военачальника.
Должность базилевса была в принципе выборной. Однако уже складывалась традиция, согласно которой
старший сын умершего базилевса имел преимущества при выборах; таким образом, эта должность
наследственно закреплялась в одной семье.
Охарактеризованная ступень исторического развития древнегреческих племен XI—IX ее. до н. э.
соответствует заключительному этапу в эволюции родоплеменного строя, когда первобытнообщинная
демократия трансформируется в военную демократию, которая является последней формой древнего
народоправства. Как уже было сказано, эта форма, пронизанная духом военной организации, включала в себя
три элемента -базилевс (верховный военачальник), совет старейшин (каждый член которого является военным
предводителем), народное со
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|