|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 68
таточно четко отделял греховное поведение человека от преступного.
Четкое деление по отраслям права в Законнике отсутствует, хотя его составители стремились к
определенной логической систематизации правовых норм, — они сгруппированы по предметам правового
регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Преобладают
нормы гражданского, уголовного и процессуального права, хотя и в них обнаруживаются довольно
многочисленные пробелы.
Право собственности. Собственниками земли в Вавилоне могли выступать царь, храмы, общины и
частные лица. Значительные земельные массивы находились в царском хозяйстве и в ведении храмов (по
некоторым подсчетам, на их долю приходилось до 30—40% всей пахотной земли в государстве); эти массивы
имели тенденцию к постоянному росту, — в основном за счет наступления на общинную земельную
собственность. Царская и храмовая земельная собственность могла передаваться во владение или в аренду
различным категориям свободного и зависимого населения; из этого же фонда шли пожалования за
государственную службу.
Достаточно подробно обрисованы в Законнике поземельные отношения внутри общины. Община
сохраняла контроль над угодьями (луга, пустоши, выгоны для скота) и над оросительной системой.
Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. На границах владений
устанавливались особые межевые знаки (чаще всего — каменные глыбы). Крестьянин обладал правом
достаточно свободного распоряжения своим земельным участком — он мог его продавать, менять, закладывать,
сдавать в аренду, передавать по наследству — для этого даже не требовалось согласия общины. Необходимо
было лишь соблюдать два условия: 1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины, и уход
из общины приводил к потере всех прав на земельный участок; 2) все эти сделки совершались лишь в пределах
общины: отчуждение земли за эти пределы было невозможно. Таким образом, об окончательном превращении
земли в товар во времена Хаммурапи говорить еще преждевременно, поскольку свободное отчуждение земли
еще стало повседневной практикой, — оно являлось скорее исключением, чем правилом. К
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|