|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 67
большее внимание законодателя, но и здесь акцент перенесен на взаимоотношения данного сектора все с той же
системой царско-храмового хозяйства.
Главными источниками Законника являлись нормы обычного права, материалы судебной практики,
законотворчество самого Хаммурапи. Имели место и заимствования из более древних шумерийских кодексов,
возникших на 2—3 столетия раньше царствования Хаммурапи; важнейшими среди них являлись законы царя
Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия до н. э.), законы Липид-Иштара, правителя царства
Исины, законы Билаламы, царя Эшнунны (оба последних сборника датируются началом II тысячелетия до н. э.).
Основные цели Законника Хаммурапи заключались в законодательном закреплении сословно-классового
деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующих верхов
от посягательств на принадлежавшую им собственность. Вместе с тем Законник проявляет определенную заботу
о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания,
поскольку от этого их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, а, следовательно,
окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.
Для рассматриваемого документа характерны примитивная правовая техника, казуистичность правовых
норм, их строгий формализм. По существу Законник представляет собой собрание конкретных судебных
случаев (казусов), наглядных и понятных для восприятия. Они сформулированы в виде простых утверждений
или опровержений, которым придан характер юридических фактов, с тем чтобы в будущих судебных
разбирательствах они могли явиться элементами системы доказательств. В Законнике проявлялось
традиционное для правовых систем древности стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с
нормами морали, основанными на тогдашнем понимании справедливости. Ощущалось и заметное влияние
религии на право, хотя оно не было столь сильным, как, например, в Древней Индии. Вавилонский законодатель
отнюдь не злоупотреблял религиозным обоснованием правонарушений, дос
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|