|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 64
бать их советам, иначе он «может погибнуть, как корова в трясине». В системе органов местного управления
самым низшим звеном была сельская община, в которой продолжали сохранять свое значение общинное
собрание, общинный совет (панчаят) и выборный староста. Действовали и общинные суды, которые строились
по варно-кастовому принципу. Этот же принцип был положен и в основу военной организации.
Таким образом, в отдельных странах Востока существовали такие специфические особенности их
государственной организации, которые свидетельствуют о значительной многовариантности институтов,
составлявших сущность древневосточной деспотии. Можно даже отметить, что в ряде древневосточных
обществ монархическая форма правления вообще не являлась единственно возможной. Так, в состав
древнеиндийской империи Маурьев входил целый ряд полуавтономных образований («дана» и «сангха»),
характеризовавшихся республиканскими принципами их государственной организации. В Месопотамии и
Финикии также встречались элементы республиканских форм, порожденные традициями первобытно-
племенной демократии. Однако многообразие специфических черт, свойственных отдельным древневосточным
государствам на определенных этапах их развития, не исключает однородных проявлений их исторического
бытия, вызванных к жизни общими закономерностями их социально-экономического происхождения.
5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕВОСТОЧНОГО ПРАВА
Вместе с государством в странах Древнего Востока складывалась и система права, закреплявшая
специфическую для данного региона систему общественных отношений. Древнейшим источником права
являлся обычай; впоследствии все более значительную роль стала играть законодательная деятельность
верховных правителей древневосточных деспотий. Меньше всего сведений сохранилось о праве Древнего
Египта, — хотя здесь, по данным источников, имели место попытки кодификации права, ни один из
памятников подобного рода до нас не дошел. Впрочем, некоторые ученые полагают, что в Египте, этой стране
«поголовного рабства» (выражение Г. Гегеля), можно было во
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|