|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 63
В Древней Индии периоды существования сильных централизованных государств были более
кратковременными, чем периоды политической раздробленности. Можно утверждать, что одна из характерных
особенностей древнеиндийской цивилизации состоит именно в том, что могущественная централизованная
власть здесь вообще не является актуальной социально-политической потребностью. Главные причины этой
специфической особенности коренятся в двух краеугольных устоях индийского общества — традиционном
варно-кастовом строе и прочной, политически индифферентной общинной организации. Жесткие
ограничительные рамки этих структур, определявшие раз и навсегда установленный стереотип человеческого
поведения, значительно сокращали необходимость каких-либо дополнительных рычагов воздействия на
индивидуума, которыми обычно наделены государственные механизмы. Даже в период существования крупных
государственных образований (например, империи Маурьев) центральная власть не обладала той силой, какой
она была наделена в других древневосточных государствах.
Власть царя (раджи) не являлась деспотической; принцип сакрализации хотя и действовал, но
распространялся не столько на личность царя, сколько именно на саму идею верховной власти. При царе
состоял коллегиальный совещательный орган {ман-трипаришад), который включал в себя не только высших
сановников (мангринов), но и некоторых специально приглашенных представителей городов и сельских общин,
— этот совет отвечал за принятие важнейших решений и проведение этих решений в жизнь. Кроме того,
существовал и Тайный совет, состоявший, как правило, из восьми наиболее доверенных лиц. По мере
необходимости могло собираться и более широкое по составу собрание знати и представителей народа — сабха.
Названные совещательные органы свидетельствуют о сохранении институтов и традиций древней политической
организации, которые определенным образом ограничивали власть царя, не позволяли ей приобрести
выраженный деспотический характер.
Роль первого министра, возглавлявшего царскую администрацию, играл главный мантрин; весьма
значительными были полномочия придворного жреца (пурохита) и главнокомандующего (сеналати). Судебная
власть осуществлялась царем с помощью брахманов, хорошо знающих священные книги, — согласно Законам
Ману царь был обязан почитать таких брахманов и следе
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|