|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 53
во всеохватывающем надзоре за подданными, полностью лишенными гражданских и политических свобод.
В древневосточной деспотии особого развития достигли три главные отрасли управления: финансовое
ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ. Если под ведомствами управления, о которых
здесь идет речь, понимать основные функции (направления деятельности) государства, то последняя из
названных функций особенно примечательна. Экономическая функция государства, выражающаяся в
организации в государственном масштабе массовых общественных работ по строительству, обслуживанию и
охране грандиозных ирригационных сооружений объективно выдвигалась на передний план, ибо от нее в
буквальном смысле слова зависела жизнь всех социальных группировок общества, как эксплуататорских, так и
эксплуатируемых. В этом случае финансовое и военное ведомства столь же закономерно низводились на
положение обслуживающих отраслей управления: они поставляли людские, продовольственные и финансовые
ресурсы на службу интересам ведомства общественных работ.
В качестве типичного примера древневосточной деспотии может быть рассмотрен государственный строй
Египта. Сильная центральная власть стала складываться здесь еще с конца IV тысячелетия до н.э., с момента
объединения Северного и Южного Египта под властью единого правителя. Уже со времен III династии (ок.
XXVIII в. до н. э.) верховный деспот не просто обожествлялся, но и приравнивался к божествам. Окончательное
становление централизованной деспотической власти, опирающейся на мощный карательный аппарат и
централизованные бюрократические структуры, произошло в Египте в период Нового царства (XVI—XI ее. до
н. э.).
Центральные государственные органы. Главой государства в Египте являлся фараон, которому
приписывалось божественное достоинство: официальная идеология, основанная на государственной,
общеобязательной для всех религии, характеризовала его как материализацию бога Солнца на земле. На основе
скрупулезно разработанного ритуала фараону оказывались божеские почести, он был окружен ореолом величия,
недосягаемости и неприкосновенности. Перед ним падали ниц, целовали прах
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|