|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 51
их сочетаний, скоростью процессов социальной дифференциации, историческими традициями формирования
политико-правовых систем, этногенетическими особенностями религиозной ориентации. Поэтому обобщающе-
синтезирующие методы изучения проблематики общественного строя древневосточных социумов должны
органически сочетаться с дифференциально-аналитическими подходами к их историческому исследованию.
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Специфика общественного строя изучаемых стран определила возникновение и развитие в них особой
государственной формы, которая получила наименование древневосточной деспотии. Концепция этой формы
стала складываться в исторической литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э.), который впервые
противопоставил деспотическую форму правления, присущую древневосточным монархиям (в частности,
Египту), республиканским демократическим порядкам Афинского государства. В «Политике» Аристотеля,
созданной в середине IV в. до н. э., деспотическая форма организации государственной власти ассоциировалась
с персидской династией Ахеменидов. Более или менее целостная концепция «азиатского деспотизма»,
основанного на отсутствии частной собственности и гарантий прав личности, сформировалась в европейской
политической мысли уже в XIV—XVI веках. Дальнейшее развитие этой концепции было связано с именами
французских просветителей, с трудами А. Смита, Г. Гегеля, А. Тойнби, М. Вебера и других мыслителей и
ученых нового и новейшего времени.
Исторические корни этой формы уходят в глубь древней общинной организации: именно община в
значительной степени определила как деспотический характер высшей политической власти, так и присущие ей
организационные и контрольно-ревизионные функции. Как уже говорилось ранее, древневосточное общество
представляло собою пестрый конгломерат общин, который мог функционировать лишь при условии управления
им из единого центра. При этом изолированность общин, натурально-замкнутый способ их существования,
отсутствие
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|