|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 47
Однако правовой статус кшатрия уступал положению брахмана: так, штраф за убийство представителя второй
варны был в 4 раза меньше, чем за убийство представителя первой варны.
Третью, самую многочисленную варку составляли вайшьи, куда входила основная масса трудового
населения: крестьяне-общинники, ремесленники, торговцы. Именно на взимаемые с них отчисления содержался
государственный аппарат, формируемый из представителей двух высших варн. Сословие вайшьев не
относилось к разряду привилегированных, что получило свое отражение в праве, — за убийство вайшья
уплачивали штраф в 8 раз меньше, чем за убийство брахмана. Вместе с тем вайшьи, наряду с брахманами и
кшатриями, считались дважды рожденными» (двиджати): второе рождение было связано с ритуалом особого
посвящения (проводимого, как правило, в восьмилетнем возрасте) в связи с началом изучения священных книг.
Обряд посвящения (инициации) давал право на обучение профессиям и ремеслам, открывал перспективы стать
домохозяином. Отдельные представители вайшьев могли быть весьма богатыми людьми, почитаемыми при
царском дворе.
К четвертой, самой угнетенной и презираемой карне относились шудры. Эта варна сформировалась в свое
время за счет представителей аборигенных племен, завоеванных ариями. Однако в процессе нарастания
социального неравенства в числе шудр оказывались и представители самих арийских племен, выпадавшие из
рамок общинной организации вследствие разорения. Предназначение шудр — быть безропотными слугами
представителей вышестоящих варн. «Закон для шудры, — сказано в Артхашастре, — это послушание и ведение
хозяйства в повиновении у дважды рожденных, а также ремесло и актерская профессия». Тем не менее, следует
со всей определенностью подчеркнуть, что шудра не являлся рабом — он имел статус свободного человека и
потому мог иметь семью, наследовать имущество, давать свидетельские показания в суде; для него не был
закрыт путь к обогащению (что, впрочем, не поощрялось), а иногда и к высокому общественному положению.
Так, по сообщению Махабхараты — эпического сказания, восходящего ко второй половине II тысячелетия до н.
э., — в состав совета при царе наряду с четырьмя брахманами, восемью кшатриями и двадцатью одним вайшьем
должны были включаться и «три
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|