|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 42
населения, которое концентрировалось в основном вокруг царских и храмовых хозяйств. В вавилонском
законодательстве, в частности, зафиксировано наличие примитивных профессиональных объединений —
конкретно речь идет о таких важнейших производственных профессиях, как кузнецы, плотники, пивовары, а
также о некоторых «ученых» специальностях (врачи, экстрасенсы, прорицатели, предсказатели будущего и т.
п.). Эти профессиональные объединения, предоставлявшие своим членам достаточно широкую
самостоятельность, могут рассматриваться как отдаленные предшественники средневековых
западноевропейских цехов.
Община в Древней Индии (грана) отличалась, пожалуй, наибольшей прочностью, — причину этого
явления следует искать в более высоком уровне индийского корпоративного коллективизма по сравнению с
другими древневосточными обществами. Объединяя коллектив крестьян-тружеников, община достаточно
свободно распоряжалась не только угодьями (пастбищами, пустошами, дорогами), не только ирригационными
сооружениями, но и пахотными землями, обладая возможностями их продажи, дарения, сдачи в аренду. В
отношении своих членов община сохраняла значительные карательные санкции -от штрафов до изгнания.
Достаточно прочным было сплочение общинников и в религиозно-культовом аспекте. Общинники выплачивали
налог-ренту в пользу государства либо тех частных лиц, которые были наделены соответствующими правами от
имени государства. Так, в Законах Ману говорится о выплате общиной в пользу царя определенного количества
зерна, древесины, мяса, меда, коровьего масла, плетеных изделий, глиняных сосудов и т. д., а также о передаче в
государственную оросительную систему от одной пятой до одной третьей части от общего количества
запасенной в общине воды. «Как мало-помалу поглощают пищу пиявка, теленок и пчела, — говорится в Законах
Ману, — так мало-помалу царем должен быть поглощаем от страны ежегодный налог». Что же касается
военной службы, то крестьяне-общинники были от нее освобождены, поскольку монополией на ношение
оружие обладало особое сословие воинов-кшатриев (подробно см. об этом ниже). Характерная черта
древнеиндийской общины состояла в соединении в ее рамках земледельческого труда с ремесленным. Как правя
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|