|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. В. КУЧМА
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
стр. 11
Наибольшей прочностью и жизнеспособностью отличалась община в Древней Индии и Древнем Китае.
Эта община, в рамках которой проживала основная масса сельскохозяйственного населения, возникла
вследствие разложения родового строя, сохранив один из его важнейших принципов — принцип коллективной
собственности на землю. Следовательно, с теоретической точки зрения община являлась переходной формой от
безраздельно господствовавшей на ранних этапах развития человеческого общества коллективной земельной
собственности к индивидуальному хозяйствованию, основанному на частной собственности.
Будучи одной из самых ранних форм социальной организации, община прошла ряд этапов в своем
развитии. На смену изначальной родовой (кровнородственной) общине с течением времени пришла община
соседская (территориальная): не все ее члены вели свое происхождение от единого предка, поскольку в составе
общины могли оказаться пришельцы-чужаки, в то время как некоторые кровные родственники вынуждены
были покидать своих сородичей в поисках заработка. Производство в такой общине имело преимущественно
натуральный характер, земледелие и ремесло не были дифференцированы, товарно-денежные отношения
отличались неразвитостью, разделение труда между общинами было весьма слабым или вообще отсутствовало.
Община выступала в качестве непосредственного владельца принадлежавшей ей земли (тогда как юридическим
собственником земли являлось государство в лице его верховного правителя). Продажа или покупка земли
осуществлялась общиной в целом, а не отдельными семьями. Каждая семья, входившая в состав общины,
получала из общинного фонда индивидуальный надел, которым и пользовалась вначале временно, а
впоследствии и постоянно. Первоначально существовали традиционные периодические переделы земли между
семьями — такая практика была формой проявления общинного контроля над принадлежавшими ей землями;
впоследствии переделы постепенно сошли на нет, так что отдельные семьи закрепили свои участки в
наследственное пользование. Но при всех условиях значительная часть общинных земель (нераспаханная
целина, лес, река, выгон для скота и пр.) оставалась в общем пользовании и разделу не подлежала. Кроме того,
часть
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|