|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жан де Жуанвиль, Жоффруа де Виллардуэн
ИСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов
стр. 154
стве. Более того, я надеюсь — то, что я передаю ему, послужит хорошей цели, потому что до сих пор
король Англии не был моим вассалом, а теперь будет платить мне дань, как своему господину».
Ни один человек в мире не трудился более усердно, чем наш король, чтобы установить мир
между своими подданными, особенно между крупными вельможами, которые соседствовали друг с
другом, и принцами его королевства; как он поступил, например, в деле графа де Шалона — дяди
сеньора Жуанвиля — и его сына, графа Бургундского, которые затеяли жестокую войну друг с
другом, когда мы вернулись из-за моря. Чтобы установить мир между ними, король за свой счет
послал в Бургундию нескольких членов своего совета, и благодаря его неустанным усилиям между
отцом и сыном был установлен мир.
Несколько позже начались серьезные бои между королем Тибо II, владыкой Шампани, и графом
де Шалоном вместе с его сыном по вопросу, кто должен владеть аббатством Люксей. Для разрешения
этого спора король послал Жерве д'Экскрай-на, в то время главного поставщика королевского двора,
вмешательство которого привело к примирению сторон.
Когда король положил конец этой враждебности, вспыхнула другая ссора — между графом
Тибо де Баром и мужем его сестры графом Анри Люксембургским. В результате они сошлись в бою у
Прени, где граф Тибо пленил своего зятя, а затем захватил замок Линьи, который принадлежал графу
Люксембургскому и его жене. Чтобы положить конец этому раздору, король за свой счет послал
камергера Пьера, которому доверял больше всех в мире, и заставил спорщиков примириться друг с
другом.
В тех случаях, когда король принимал участие в улаживании ссор между теми, кто входил в
состав его владений, некоторые члены его совета говорили, что лучше бы он позволил им и дальше
драться между собой, ибо, если он позволит им терять силы и средства, они с меньшей готовностью
попытаются напасть на него, чем если бы у них было денег в избытке. Король же отвечал своим
критикам, что в их словах нет мудрости. «Ибо если, — сказал он, — соседние князья и другие
сеньоры увидят, что я не мешаю им воевать друг с другом, они могут объединиться и сказать: «Этот
король по злому умыслу поощряет ссоры между нами». И поэтому, может из-за ненависти ко мне, они
могут напасть на меня, что будет большой потерей для меня и осуждением со стороны Господа
нашего, который говорил: «Да будут благословенны миротворцы».
В результате постоянных усилий короля установить мир между жителями Бургундии и
Лотарингии, которых он наконец примирил, они стали испытывать к нему такую любовь и почтение,
что, когда им было необходимо разрешать какие-то споры между собой, они обращались с
прошениями в королевские суды в Реймсе, Париже и Орлеане.
Король испытывал такую глубокую любовь к Господу нашему и Его Матери, что сурово
наказывал тех, кто неуважительно упоминал их или использовал их имена в каком-то непристойном
богохульстве. Так, я был свидетелем, как он приказал привязать к лестнице ювелира из Кесарии и
повесить ему на шею столько свиных кишок и других внутренностей, что они доходили ему до самого
носа. Также я слышал, вернувшись из-за моря, что он приказал за подобное богохульство прижечь
клеймом нос и губы какого-то парижанина, но сам я этого не видел. Обычно праведный король
говорил: «Я охотно позволю прижечь раскаленным железом себя при условии, что все гнусные
богохульства будут изгнаны из моего королевства». Я провел в его обществе двадцать два года и ни
разу не слышал, чтобы он клялся именем Божьим, или Богоматерью, или же Его святыми. Когда он
хотел подчеркнуть какую-то мысль, он говорил: «Это было именно так» или же «Это именно так».
Я никогда не слышал, чтобы он упоминал дьявола, разве что его имя появлялось в некоторых
книгах, в которых он имел право быть упомянутым, например в житиях святых, где шла речь и о нем.
Это большой позор и Французскому королевству, и самому королю, что сегодня это всем позволяется
и почти каждый в разговоре употребляет выражение «Черт побери!». Более того, эти греховные речи
отдают во власть дьявола мужчин и женщин, которые с крещения принадлежали Господу. В моем
замке в Жуанвиле любому, кто говорил такие вещи, затыкали уши или он получал оплеухи, так что
плохие речи исчезли из употребления.
Король как-то спросил меня, омываю ли я ноги беднякам на Страстной неделе. Я сказал, что не
делаю этого, потому что считаю неподобающим делом. Он сказал, что я не должен пренебрегать этим,
зная, что и Господь наш так поступал. «Я предполагаю, — сказал он, — что ты очень неохотно
последовал бы примеру короля Англии, который омывал ноги прокаженных и целовал их».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|