|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жан де Жуанвиль, Жоффруа де Виллардуэн
ИСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов
стр. 130
самого красивого человека из всех присутствующих, в самой богатой и величественной одежде. Он
сидел на золотом троне; по правую руку от него располагались шесть других королей, все в коронах и
в сиянии драгоценных камней; столько же королей было слева от него. Рядом с ним, чуть правее, на
коленях стояла королева, а слева от него — коленопреклоненный человек необыкновенной красоты с
двумя крыльями, которые блестели на солнце. За королем стояли очень красивые люди, все с
крыльями.
Король подозвал к себе вождя и сказал: «Ты из армии татар». — «Это верно, ваше величество»,
— ответил вождь. Затем король сказал: «Ты должен вернуться к своему верховному вождю и
рассказать ему, что видел меня, и я Властелин неба и земли. Кроме того, скажешь ему, чтобы он
воздал мне благодарность за победу над пресвитером Иоанном и его людьми. И скажешь ему от меня,
что я даю ему силу подчинить себе весь мир». — «Но, ваше величество, — как я заставлю его
поверить мне?» — «Ты убедишь его поверить по этим знакам: ты пойдешь и вступишь в сражение с
шахом Ирана, имея при себе всего триста воинов, и не больше; и, чтобы твой великий король
поверил, что у меня есть сила все это делать, я дарую ему победу над этим властителем, который
выступит против вас с войском, в котором будет больше трех тысяч воинов. Но прежде, чем ты
выйдешь на бой с шахом, ты должен попросить у своего повелителя отдать под твое начало всех
священников и монахов, которых он захватил в последней битве, и ты со своими людьми должен
будешь слушать их и твердо верить в их учение». — «Ваше величество, — сказал вождь, — я не
смогу найти дороги отсюда, если вы не дадите мне проводника».
Король повернулся к большой толпе рыцарей, на удивление хорошо вооруженных, и подозвал
одного из них: «Георгий, иди сюда!» Подойдя, рыцарь опустился на колени, и король сказал ему:
«Поднимись и выведи этого человека живым и здоровым к его шатру». Что к утру, в начале дня, этот
рыцарь и сделал.
Как только люди увидели своего вождя, и они и остальная армия преисполнились такой
радости, что не могли найти слов выразить ее. Вернувшийся вождь попросил у верховного вождя
позволить ему взять священников. Его просьба была удовлетворена, и он сам, и его люди были
настолько благостно поражены словами священников и их поучениями, что все они приняли
крещение. После этого вождь собрал триста воинов, приказал им исповедаться и приготовиться к
битве, а затем вступил в бой с шахом Ирана. Они разбили шаха и выгнали из его владений, так что тот
скрылся искать убежища в Иерусалимском королевстве. (Этот был тот самый шах, который нанес нам
поражение и взял в плен графа Готье де Бриена, о чем я вам расскажу попозже). Под правлением
этого христианского вождя оказалось столько людей, что с его лагерем на повозках передвигалось
восемьсот часовен.
Образ жизни татар таков, что они не едят хлеба, а существуют исключительно на молоке и
мясе. Лучшим мясом они считают конское, которое вымачивают в соляном растворе, а потом
высушивают гак, что его можно резать ломтями, как черный хлеб. Их любимый напиток, и к тому же
самый крепкий, — это кобылье молоко (перебродившее. — Ред.), смешанное с травами (кумыс. -Ред.).
Как-то лошадь, которая с грузом муки проделала расстояние в три месяца пути, была преподнесена в
подарок верховному вождю всех татар, а он передал ее послам короля.
Кроме христиан, о которых я уже упоминал, а также приверженцев других религий, среди татар
много тех, кто принадлежит к греческой церкви. (Это православные пленные, захваченные в ходе
разгрома в 1237-1241 годах Руси и последующих набегов. — Ред.) Когда бы татары ни вели войну
против сарацин, они посылали сражаться с ними именно этих христиан и, с другой стороны, для
любой войны с христианами нанимали сарацин. Бездетные женщины (монголки) тоже участвуют в
кампаниях вместе с армией, и им платят точно так же, как и мужчинам, в зависимости от их сил и
отваги. Послы короля рассказывали, что воины, мужчины и женщины, едят все вместе с вождем,
которому служат. Мужчины, подчиняясь закону, установленному их первым властителем, никогда не
осмеливаются вступать в отношения с женщинами (монголками, всех остальных насиловали
поголовно. — Ред.).
Эти люди едят плоть всех животных, которые находят свой конец в их лагере. Присматривают
за ними и оберегают от бед женщины с детьми, они же готовят еду для мужчин, которые
отправляются сражаться. Воины возят мясо под седлами и, когда из него выжимается вся кровь, едят
его сырым. То, что в данный момент съесть они не могут, укладывают в кожаные мешки и когда
голодны, то открывают их и сначала съедают самые старые остатки. Однажды я сам видел, какхо-
резмиец, один из людей иранского шаха, который охранял нас, открыл свой мешок, и, когда он это
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|