|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жан де Жуанвиль, Жоффруа де Виллардуэн
ИСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов
стр. 13
ких даров от тех, кто обращается к нему с прошениями, чтобы они никоим образом не могли влиять
на него.
Эти примеры, которые помогают нам увидеть в герое Жуанвиля живого человека, а не
скульптурного святого, не выдуманы, и мы не должны истолковывать их как какие-то порочащие
пятна на памяти благородного властителя и друга. «Жизнь Людовика Святого» предстает достойной
данью памяти короля, который в современном ему мире был идеалом христианина и подлинного
рыцаря, человеком, авторитет которого позволял ему руководить людьми, доверившимися ему.
Любовь и уважение к доброму королю, а также скорбь от потери дорогого друга нашли
выразительное воплощение в сне Жуанвиля о Людовике Святом, который стал достойным
завершением его книги.
С моей точки зрения, кроме исторического интереса, эти старые хроники имеют непреходящую
ценность, как подлинные человеческие документы, в которых мы видим, как мало по прошествии
веков меняются дух человека и его поведение в тревожные времена. Конечно, есть некоторые
особенности, которые отличают их от трудов, написанных в наши дни. Но какое впечатление
производят эти отличия? Они невелики по сравнению с работой Виллардуэна, в которой его
откровенное и искреннее повествование о давней кампании и устаревшие военные термины и
выражения настолько близки к манере изложения мемуаров военачальников Второй мировой войны
(взять хотя бы воспоминания фельдмаршала Монтгомери о кампании в Северной Африке), что
кажется, будто лишь «тонкая стенка» отделяет рыцарей того далекого столетия от солдат,
сражавшихся под Эль-Аламейном в 1942 году. Надо признать, что некоторые странности во взглядах
Жуанвиля на окружающий его мир, его наивное принятие идей, которые больше не имеют хождения в
нашем ученом социуме, являются эхом давно прошедших времен. Тем не менее (по отношению ко
всей его хронике) такие отступления в ней, когда появляются вроде бы несущественные подробности,
говорят об уровне мышления в XIII столетии. На переднем же плане, как и у Вил-лардуэна, — идеал
рыцарского служения, на котором базируется и наша концепция цивилизованного человека. Кроме
того, волнующий рассказ о войске, которое ждали поражение и плен, выразительно описывает ужасы
войны, и яркие чистые краски повествования не потускнели от времени.
Это все, что можно сказать о содержании данных хроник. Как их форму будет воспринимать
современный читатель? По моему мнению, версия, которая попытается имитировать архаические
идиомы — кстати, помимо всего прочего, словарь для их передачи настолько ограничен, что
некоторые слова будут повторяться с монотонной частотой, а предложения, часто вольно
составленные, соединяются многочисленными союзами «и», — безусловно даст представление о
непреходящих ценностях, но главным образом будет настойчиво выявлять случайные различия между
их веком и нашим.
Жоффруа де Виллардуэн ИСТОРИЯ
ЗАВОЕВАНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ
Глава 1
ПРИЗЫВ К 4-МУ КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ
1199-1201 годы
В году от рождения Господа нашего 1198-м, когда Иннокентий был папой римским, Филипп —
королем Франции, а Ричард — королем Англии, жил во Франции человек святого поведения, по
имени Фульк, который был членом священного ордена и священником прихода в Нейи, маленьком
городке, лежащем между Парижем и Ланьи-сюр-Марн. Этот самый Фульк начал молить о Слове
Господнем во всей Иль-де-Франс и других окружающих провинциях, и Господь сотворил через него
много чудес.
Рассказы о молениях этого доброго человека так широко разошлись, что дошли до папы
Иннокентия. И тот направил послание во Францию и поручил этому благочестивому мужу, чтобы тот
проповедовал Крестовый поход от его, папы, имени. Несколько позже он направил одного из сво
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|