|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жан де Жуанвиль, Жоффруа де Виллардуэн
ИСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов
стр. 11
вом походе.
Симон, отец нашего автора, который унаследовал от своего брата Жоффруа титул правителя
Жуанвиля, принял участие в «крестовом походе» против альбигойцев. Позже он воевал в армии Жана
де Бриена в Египте и присутствовал при падении Дамиетты. Его сын мог помнить рассказы отца об
этой непростой осаде и сравнивать их с легким взятием Дамиетты войсками короля Людовика IX.
Среди прочих воспоминаний его детства могла остаться и та ночь 1230 года, когда Симон оставил
замок и поспешил освобождать Труа.
Мальчик еще не достиг совершеннолетия, когда умер его отец. Старший сын Симона был к
тому времени мертв, так что Жан стал правителем Жуанвиля. Вдова Симона, женщина, по всей
видимости, обладавшая сильным характером, правила владениями, пока ее сын был еще юн, и
готовила его к тому времени, когда он станет достаточно взрослым, чтобы возложить на себя
обязанности сенешаля Шампани — должность эта принадлежала правителям Жуанвиля вот уже
несколько поколений. Кроме отправления правосудия в графстве или контроля за ведением хозяйства
в поместье, главной обязанностью сенешаля было присутствовать при своем сеньоре в случае каких-
то специальных церемоний и, кроме того, знать, как их проводить с должным уважением к протоколу
— как себя подобает вести, какой моде в одежде следовать. Молодой человек, слишком юный, чтобы
стать рыцарем, он в 1241 году разрезал мясо на банкетах графа Шампани в большом зале замка
Семюр и уже был хорошо знаком с обязанностями своей должности. По прошествии лет его ранняя
подготовка к должности сенешаля нашла отражение в его записках, как умение видеть и слышать
многие странные вещи во время пребывания на Востоке.
Скорее всего, именно в Семюре де Жуанвиль впервые увидел человека, который оказал такое
влияние на его жизнь; но, насколько мы можем судить, тогда у него с королем Людовиком IX еще не
установилась та близкая связь, которая возникла, когда они оба участвовали в Крестовом походе.
Когда в 1248 году он решил возложить на себя крест, не было никаких сомнений, что решение
следовать по стопам предыдущих владельцев Жуанвиля стало решающим фактором его выбора. В то
время де Жуанвиль продолжал считать себя вассалом графа Шампани, и его отказ выступать против
феодальных обычаев, принося клятву в верности монарху через голову своего сеньора, достаточно
ясно говорит о его отношении к королю Людовику IX до того, как они встретились на Кипре.
Последовавшие близкие отношения с королем и вдохновили его на эту хронику.
«Жизнь Людовика Святого» разительно отличается по характеру, композиции и содержанию от
аккуратного отчета Виллардуэна о 4-м Крестовом походе, написанного, как и подобает
государственному человеку. Кроме раздела, в котором излагаются предыдущие события правления
Людовика IX, многие детали, как, например, указы короля министрам его королевства, последние
слова, сказанные сыну, и горсточка анекдотов, которые Жуанвиль почерпнул из ранних хроник,
представляют собой скорее набор личных воспоминаний, чем историю в полном смысле слова. За
первой частью повествования, полной иллюстраций благочестия короля и его справедливого
правления, следует вторая, которая более или менее подробно излагает историю царствования короля
Людовика и его последующей канонизации, что неизбежно ведет ко многим повторениям.
Определенная разница между этими двумя хрониками может быть, без сомнения, списана на то,
что ранняя из них создана человеком в расцвете сил, а автору другой было уже далеко за восемьдесят.
Надо признать, что Жуанвиль порой бывает излишне многословен, что свойственно старикам, и к
тому же повторяется. Тем не менее, когда этот ветеран смотрит назад через полстолетия — в те дни,
когда он дрался и страдал рядом со своим обожаемым королем, — свежесть и живость повествования
о прошлом заставляет забыть о его возрасте. В глубине души он остается тем же преданным и
порывистым молодым рыцарем, который в далекие времена отправился за моря. Фактически отличие
его работы от хроники Виллардуэна объясняется разницей в темпераменте и широте кругозора этих
двух авторов, а не разницей в возрасте.
Не в пример раннему хроникеру, чей труд, стараясь донести политическую важность событий,
уделяет внимание лишь тому, что творилось на авансцене, Жуанвиль куда более интересуется
влиянием событий на людей, которые принимали в них участие, и рассказывает о том, что творилось
за сценой. Поэтому, описывая битву, Жуанвиль, вместо того чтобы, как Виллардуэн, дать общее
представление о ее ходе, вводит нас в самую гущу конфликта, показывает ряд мелких инцидентов,
влияющих на личности или группы людей, различные реакции тех, кто сражался в этой ожесточенной
кампании на Востоке. Если ему случается описывать конференцию, он не ограничивается лишь
сообщением о конечном ее решении, и, если Виллардуэн ограничивается лишь
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|