|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жан де Жуанвиль, Жоффруа де Виллардуэн
ИСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов
стр. 10
право владения всем Иерусалимом, за исключением мечети Омара. По нему же к христианам
переходили побережье от Яффы до Бейрута, Вифлеем и Назарет. Эта небрежная передача их городов
шокировала мусульман; христиане же, со своей стороны, были разгневаны условиями доступа
мусульман в Иерусалим, который оставался незащищенным. Враждебность между крестоносцами и
мусульманами продолжала существовать, и в 1244 году святой город опять перешел в руки
мусульман.
Вскоре после того, как новости об этой беде достигли Европы, французский король Людовик
IX, тяжело заболев, слег в Париже. На больничном ложе он дал обет, что если с Божьей помощью
восстановит свои силы, то лично отправится в Крестовый поход, чтобы вернуть Иерусалим. Но
первым делом он должен был покончить с неотложными проблемами дома, так что прошло почти
четыре года, прежде чем король оставил Париж и пустился в первый этап своего похода на Восток.
Этот 7-й Крестовый поход (1248-1254), как и большинство предыдущих, не достиг Иерусалима. При
всей личной храбрости Людовика IX и его умении воодушевлять других, цель одержать победу над
мусульманами в Египте оказалась не по силам человеку, который был скорее святым, чем военным
гением. И снова надежды крестоносцев утонули в Ниле. Последовавшей кампании Людовика IX в
Святой земле положили конец неприятности в его собственном королевстве, которые потребовали
возвращения во Францию. Да если бы он и остался здесь, то, скорее всего, ничего бы не достиг.
Местные феодалы, гордые и независимые, без большой радости восприняли вторжение с Запада.
Использовав помощь короля Франции в укреплении некоторых своих городов, они с готовностью
заверили его, что больше не нуждаются в его содействии. Французские же дворяне, уставшие от
войны, которая не приносила им никаких доходов, убеждали короля вернуться во Францию, а
некоторые из них, включая брата короля, уже покинули Восток.
Много лет спустя, после падения в 1268 году Антиохии, король Людовик IX задумался о новом
Крестовом походе. Его брат Карл Анжуйский, тогда король Сицилии и Неаполя, был полон
честолюбивых желаний стать правителем империи Средиземноморья, и он убедил чрезмерно
доверчивого Людовика IX начать с нападения на мусульман в Северной Африке. Убедить человека с
таким плохим здоровьем предпринять подобную экспедицию было порочной идеей. В июле 1270
года, так и не справившись с болезнью, король Людовик высадился рядом с Карфагеном, но быстро
стал жертвой чумы и 25 августа умер в Тунисе. Карл же потерял всю свою решимость и вернулся на
Сицилию. Принц Эдуард Английский (позже король Эдуард I), который пообещал присоединиться к
королю Людовику IX в Тунисе, явился, когда французы уже уходили. Несколько погодя он отплыл в
Акру, но убедился, что положение дел тут настолько плохо, что ему не стоит принимать в них
участие. Он лишь помог заключить десятилетнее перемирие с египтянами. С того времени, пусть
стычки между мусульманами и христианами на Востоке продолжались, на Западе они почти не
привлекали внимания. Падение Акры в 1291 году ознаменовало конец правления христиан за морем.
За годы после смерти короля Людовика IX появился не один рассказ о его добром правлении и
святой жизни. Два из них — хроника исповедника короля Жоффруа де Более («Жизнеописание»),
написанная по-латыни, и повествование на французском, несколько лет спустя составленное из
разных источников Гийомом де Нанжи («Деяния святого Людовика»), — оставались лежать
полузабытыми на полках библиотек. Третий, который до сих пор широко знают и читают,
представлен здесь в виде современной версии «Жизни Людовика Святого».
Автор этой хроники был, как и Виллардуэн, уроженцем Шампани. Второй сын Симона,
правителя Жуанвиля, дворянина, занимавшего высокое положение сенешаля провинции, он родился
где-то между июнем 1224-го и маем 1225 года в замке своего отца, который высился над маленьким
городком Жуанвиль на реке Марна. Он был не единственным из членов семьи, который отправился в
Крестовый поход. Его дедушка Жоффруа был в составе армии, осаждавшей Акру в 1189 году, и
скончался там же еще до того, как крестоносцы захватили город. Двое из его дядей, Жоффруа и
Роберт (Ребер), приняли участие в 4-м Крестовом походе. Ребер, которого Виллардуэн встретил по
пути из Венеции, сопровождал Готье де Бриена в Апулию и, как говорят, умер там. Жоффруа
отправился в Сирию и был там убит в 1203 году в бою. Поэма Гиде Провенса воздает должное его
выдающейся отваге. Мальчик, который слушал рассказы о подвигах своих родственников, на всю
жизнь сохранил глубокое уважение к их памяти. Вернувшись из своей заморской кампании, он
повесил щит своего дяди Жоффруа в часовне в Жуанвиле и разместил там же памятную доску, на
которой своими словами воздал должное деяниям члена его семьи дома и в Кресте
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|