|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жан де Жуанвиль, Жоффруа де Виллардуэн
ИСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов
стр. 8
ре, — французы не сделали ни попытки снискать доверие греков.
Сначала казалось, что уверенность в себе крестоносцев оправданна. Кроме нескольких
отдельных городов, еще державшихся против завоевателей, все остальная земля к северу от проливов
подчинилась иностранному правлению. Тем не менее западные феодалы, как признает сам
Виллардуэн, вместо того чтобы справедливо править доставшейся им страной, думали только о своих
выгодах. Последняя провокация переполнила чашу терпения греков (византийцев). Подняв восстание,
они изгнали «франков» (т. е. крестоносцев) из Адрианополя. Полные желания всеми мыслимыми
средствами избавиться от завоевателей, они вошли в союз с могущественным болгарским царем.
Правда, в конечном итоге стало ясно, что он еще более неприемлем, чем «франки». Но если у греков и
были основания сожалеть о его приходе, то так же считали и их завоеватели, потому что войска
Ивана-Асена II фактически подчинили себе Латинскую империю, захватив лучшие города. Только два
города рядом с Константинополем еще оставались в руках «франков».
Тем временем по другую сторону проливов, в Малой Азии, Феодор Ласкарис, муж дочери
Алексея III Анны, всеми силами старался не допустить латинян к владению здешними землями, и,
наконец, как нам рассказывает Виллардуэн, добился своей цели. Признанный законным правителем
сначала греками в Малой Азии и теми, кто перешел на его сторону в европейской части империи, он
был коронован императором. Никейская империя (1204-1261) оставалась резиденцией греческой
монархии до падения Латинской империи в 1261 году, а никейский император Михаил Палеолог
(1259-1282) вернул трон в Константинополе.
Хроника Виллардуэна кончается как-то резко — смертью маркиза де Монферрата в 1207 году.
Тот факт, что Анри де Валансьен в своей «Истории императора Генриха» (Генрих Фландрский,
правил в 1206-1216 годах. — Ред.) продолжает рассказ как раз с того места, на котором завершилась
«История завоевания Константинополя» Виллардуэна, объясняется внезапной смертью автора. Дата
ее остается невыясненной. Есть свидетельство, что в 1212 году Виллардуэн был еще жив и продолжал
обитать в Латинской империи, где он, скорее всего, и оставался до конца жизни. Документы о
пожертвованиях в память его и жены позволяют предполагать, что он скончался до июня 1218 года.
Тем не менее он жил достаточно долго, чтобы увидеть, как император Генрих (Анри), более мудрый и
дальновидный, чем его незадачливый брат, умиротворил (отчасти. — Ред.) греков, отдав им долг
чести и право самоуправления и установив мир в той части империи, которая продолжала
принадлежать ему.
«История завоевания Константинополя» — один из наших главных источников информации о
4-м Крестовом походе.1 Но кроме того, он является мемориалом тому, чья неизменная преданность
рыцарским доблестям, таким как преданность и отвага, отводит ему место среди самых благородных
личностей того времени.
Человек твердых религиозных принципов, Виллардуэн считал, что его обязанность перед Богом
в том, чтобы служить Ему верно и преданно, как хороший вассал служит своему сюзерену. И кроме
того, признавать, что все события, нравятся ли они Богу или вызывают Его неудовольствие,
свершаются по Его воле. И более того, верность Богу влечет за собой безупречность поведения: все
нарушения догматов веры, тайные махинации и акты предательства, корыстолюбие и
самовлюбленность не только противоречат рыцарскому кодексу поведения, но и являются
нарушением Божественного закона. Если Бог Виллардуэна является «Богом битвы», если он
безоговорочно принимает папскую санкцию на войну против греков-христиан как справедливую и
святую (снова попытка оправдать бессовестный и грабительский 4-й Крестовый поход. — Ред.), нам
остается лишь сожалеть, как мало места в его религиозных убеждениях отведено любви и
милосердию, — но мы не можем сомневаться в искренности его веры.
Столь же верный в своем служении тем, кому он предан в силу своих мирских обязанностей,
Виллардуэн истолковывает свои обязанности не просто как слепое подчинение. Человек с сильным
характером и обостренным чувством справедливости, он не только не боялся высказывать свое
неодобрение ссоре императора Балдуина (Балдуин I Фландрский, р. 1171, правил в 1204-1205 годах.
Разгромлен в 1205 году у Адрианополя болгарским царем Калояном. Умер в заключении. -Ред.) с
маркизом де Монферратом, но и смело вмешивался, чтобы положить конец раздорам. В
Никита Хониат, византийский историк, чей дом был сожжен и разграблен во время взятия Константинополя,
дал -с византийской (греческой) точки зрения — полный отчет о периоде до 1206 года. Его интерпретация
событий принималась во внимание при оценке предубеждений (понятное дело, «латинских») Виллардуэна.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|