|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая
| все страницы
|
Следующая |
|
|
Жан де Жуанвиль, Жоффруа де Виллардуэн
ИСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов
стр. 4
Жан де Жуанвиль, Жоффруа де
Виллардуэн История Крестовых походов
ВВЕДЕНИЕ
Мало какие события в истории представали в столь красочном виде, как ряд экспедиций в
Святую землю (Палестину), известных как Крестовые походы. Само это название вызывает
представление о мужественных рыцарях, которые, полные чистого религиозного рвения, оставляли
свои дома и страну, отправлялись на священную войну с врагами христианской веры. Каждая из двух
хроник написана людьми, которые сами принимали участие в данных походах, и каждая дает
истинную картину этих предприятий, когда и темные и светлые стороны человеческой натуры ярко
высвечивались в деяниях тех, кто нес на себе крест. Хотя эти хроники ведут речь только о двух
Крестовых походах, в данном введении они будут включены в контекст, который даст хоть часть
представления о борьбе между христианами и мусульманами за обладание Святой землей, длившейся
почти двести лет.
Иерусалим, святой город, был центром паломничества с самых давних времен. В 638 году он
был захвачен мусульманским халифом Омаром, который оставил за христианами право свободно
отправлять свою религию. Условия оставались неизменными до 1076 года, когда Иерусалим перешел
в руки турок-сельджуков, которые оскверняли святые места, жестоко обращались с христианами в
городе, бросали в тюрьмы одних и казнили других. (В 1090-х годах Иерусалим был снова подчинен
египетским халифам.) Паломники, которым удавалось добраться до Святой земли и вернуться,
приносили на родину сведения о бедственном положении их единоверцев на Востоке.
Идея священной войны, чтобы отомстить за такие деяния, осенила папу Григория VII и его
последователя Виктора III, но западное христианство, озабоченное делами у себя дома, почти не
обратило внимание на их воззвания. Тем не менее в районе Северных Альп молитвы Петра
Отшельника (Амьенского) в значительной степени повлияли на народное мнение в пользу войны с
неверными, и, когда на соборе в Клермоне в ноябре 1095 года папа Урбан II, француз по рождению,
призвал своих соотечественников присоединиться к интернациональному походу для нового
обретения Иерусалима, его слова встретили с неподдельным энтузиазмом. И в 1096 году два отряда
двинулись на Восток. Один, под руководством Петра Отшельника, представлял собой плохо
организованную толпу, которая в октябре того же года была почти полностью уничтожена турками.
Другой отряд, состоявший из организованных формирований под командованием крупных феодалов
(герцогов, графов) из Северной Франции и Фландрии, Южной Франции и Южной Италии, в декабре
прибыла в Константинополь. Здесь к крестоносцам присоединился отряд императора Восточной
Римской (Византийской) империи. Пройдя через Малую Азию, где они помогли византийцам взять
Никою и нанесли поражение туркам при Дорилее (июнь 1097 года), крестоносцы наконец вошли в
пределы Сирии. Население ее северной провинции Эдессы, восставшее против своего армянского
правителя, в марте 1098 года пригласило Балдуина (Бодуэна) Бульонского занять его место. В июне
того же года крестоносцы захватили Антиохию; в июле 1099 года они после полуторамесячной осады
штурмом взяли Иерусалим. К сожалению, приходится сказать, что эта победа сопровождалась
безжалостной резней в городе турок и евреев. В результате этого 1-го Крестового похода в Сирии
возникли три христианских государства: графство Эдесса, княжество Антиохия и Иерусалимское
королевство. В целом эта завоеванная территория получила название Заморская земля.
В течение многих лет ее феодалы, которые вели оборонительные и наступательные войны
против окружающих врагов, удерживали завоеванные ими земли, не обращаясь за помощью к Западу.
Тем не менее в 1144 году, когда мусульмане захватили Эдессу, король-регент Иерусалима, опасаясь
худшего, поскольку теперь Антиохия оказалась на северной границе и турки могли захватить и ее,
спешно обратился с призывом к папе Евгению III организовать новый Крестовый поход. Папа
обсудил этот вопрос с французским королем Людовиком VII, человеком общепризнанного
благочестия, который возложил на себя крест в 1146 году, когда красноречие будущего святого аббата
Бернара Клервоского подвигло многих французов последовать примеру своего ко
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|