|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 698
С. 502. * «Если бы сказали далее, что таким доводом отрицается всякая случайность в мире,
то я соглашаюсь с этим заключением, более того, я убежден, что если бы не было веры, то
уже многие, возможно, сказали бы, что всякая вещь есть субстанция» (лат.).
** «об абсолютном могуществе Бога» (лат.).
— Прим. перев.
*** «Каково бы ни было то, что есть, Бог действительно желает, чтобы оно было таково»
(лат.).
**** «воля по благоусмотрению» (лат.). — Прим. перев. С.
503. * «действенная воля Бога» (лат.). — Прим. перев. **
«действенного желания» (лат.). — Прим. перев. *** «и так же
— с прочими грехами» (лат.).
— Прим. перев.
**** На русском языке о нем см.: Зубов В. П. Николай из Отрекура и древнегреческие
атомисты // Труды Института истории естествознания и техники АН СССР. М., 1956. Т.
10. С. 338— 383.
***** Петр из Альи писал, «что у него было осуждено по причине зависти многое из того, что
впоследствии, однако, публично исповедовалось в школах». Часто считают, что после
осуждения, которое происходило перед папской курией в Авиньоне, Николай из Отрекура
был отстранен от преподавания теологии «за неспособность» и вынужден был бежать из
Авиньона к Людвигу Баварскому, однако Г. Денифле и Й. Хофер полагают это легендой (см.
об этом: Ueberwegs Friedrich. Grundriss der Geschichte der Philosophie. S. 591). 6 августа 1350 г.
Николай из Отрекура стал деканом собора в Меце. Он умер после 1350 г.
С. 506. * «Из вышеназванного правила следует, что никогда никому не было бы очевидно, что
если бы были предположены вещи, явленные до всякого дискурса, существовали бы какие-то
другие вещи, а именно те, которые называются субстанциями» (лат.).
С. 507. * «извинения лисицы» (лат.). — Намек на известную тогда басню Федра.
С. 508. *«Однако та достоверность на краткий срок может быть соизмеримой, если люди
обратят ум свой на вещи, а не на Аристотеля и Комментатора» (лат.).
С. 509. * «Достопочтенного вдохновителя» (лат.).
** К тому же надо учесть, что Уильям Оккам и Николай из Отрекура были ровесниками.
*** Имеется в виду формулирование идеи тождества бытия и мышления у Парменида: одно
и то же — мысль и то, на что она устремляется. — Прим. перев.
**** «субстанция более не считается двигателем неба» (лат.).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|