|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 692
С. 271. * См. примеч. к с. 8.
** «Аверроэс, который сделал большой комментарий» (итал.).
С. 272. * «Разумом заключаю с необходимостью, что интеллект нумерически один, но твердо
противостою этому верой» (лат.).
С. 273. * «Учение Аристотеля — это высшая истина, ибо у него интеллект был целью
человеческого разумения. Поэтому правильно говорится, что он был создан и дан нам
божественным провидением, чтобы мы изучали все то, что может быть изучено» (лат.).
** Здесь впервые поставлена проблема соотношения однозначности и эквивокативности
(двузначности, двуосмысленности) бытия, которая в данном контексте выглядит как
проблема, поставленная Аверроэсом, хотя на деле она была поставлена всем строем
христианского мышления и терминологически была выражена Боэцием в V — нач. VI в. Об
этом см.: Неретина С. С. Тропы и концепты. С. 22 — 28.
С. 274. * «Интеллект среди форм создает универсальность» (лат.).
С. 276. * Перевод И. Ю. Крачковского. —Прим. перев.
С. 279. * Каббалистическая «Книга творения».
** Перевод «Источника жизни» (фрагмент) см. в «Антологии мировой философии» (т. I ч. 2),
а также в сб. «Знание за пределами науки» (М., 1996).
*** «Толкователь Иоанна Испанского перевел это с арабского не без помощи Доминго»
(лат.). — Имеется в виду Доминик Гундиссалин (Гунди-сальви) (XII в.), архидиакон из
Сеговии. Пытался по-новому интерпретировать арабо-аристотелев-скую философию,
представляя ее в своих сочинениях как систему, в которой философия подразделяется на
метафизику, физику, политику, экономику и этику. Критерием разделения философского
знания является специфика объекта и отношение знания к движению и к материи. Написал
трактаты «О единстве», «О происхождении мира», «О разделении философии» (1150).
Бытие он представляет как соединение материи (основание множественности) и формы,
которая является конституирующим принципом этого единства. Оно коренится в
первоначальном творящем Единстве. Поскольку все созданное Творцом различно, то тварное
Единство отлично от творящего. Последнее безначально, бесконечно, лишено различий и
изменения, а первое, напротив, представлено во множественности, различенное™ и
изменчивости. Гундиссалин выделяет три ступени нисхождения от творящего Единства к
сотворенному: Интеллект (Ум), Душа и физический мир. Материя пронизывает все эти три
ступени. О Гундиссалине см.: Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. С.
177—178.
С. 281. * «В бытии нет ничего, кроме трех, а именно: материи и формы, первой сущности, и
воли, являющейся посредником между крайними» (лат.).
Примечани
634
** Раймунд Себундский (Сабундский; ум. в 1432) — испанский богослов, автор сочинения
«Естественная теология», которую Монтень по просьбе своего отца в 1569 г.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|