|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 685
***** «Так как Бога можно назвать формой, ибо Он всему придает форму и всему дает бытие,
то правильно говорится, что всякое бытие происходит от формы» (лат.).
****** «Эта причина — единство; ведь единство сопровождает всякое свойство» (лат.).
С. 238. * М. Л. Гаспаров придерживается иного мнения об этой поэме. «Антиклаудиан»
Алана стал образцом аллегорической поэмы для всего позднего средневековья. Отголоски
его мы встречаем и в «Романе о росе», и в «Божественной комедии». Но не менее интересно
творчество Алана Лилльского и стилем его произведений. Стиль его — вершина изысканной
вычурности, традиция которой одним концом восходит к античному азианству (и в
частности, к Апулею), а другим нисходит к пышному стилю позднейшего барокко.
Нагромождение антитез, параллелизмов, созвучных окончаний, оксиморонов (на сплошных
оксиморонах — «грех благодати, греха благодать...» — построено описание Любви), катахрез
(«дабы смрад таких нечистот не достиг многолюдного слуха...»), перифрастических плеоназ-
мов («одно сомнение моего колебания, своим биением смущавшее приют моего ума»),
этимологических фигур («в простоте простых слов упрощать излагаемое»), изысканных
метафор, превращающихся в игру слов (смелое описание содомии в терминах грамматики и
логики) — вот стиль Алана Лилльского, величайшего поэта-ритора XII в.» (Памятники
средневековой латинской литературы X — XII веков. С. 332).
С. 239. * В этом не было бы ничего оригинального, если забыть о создании Книги Природы,
«текст» которой оказывался равного достоинства с библейским, что рождало новый
фундамент знания. См. примеч. к с. 233.
** «теологии, построенной по типу доказательств, принятых в геометрии» (лат.). — Прим.
перев.
С. 240. * «Все, что есть причина причины, есть причина причиненного; ничто не строит само
себя и не приводит себя к бытию; ни субъектная материя без формы, ни форма без
субъектной материи не могут существовать актуально» (лат.)** «Соединение формы и
материи есть причина субстанции» (лат.). *** «причина этого состава есть соединительная
причина» (лат.). **** «все, что есть причина причины, есть причина причиненного» (лат.).
С. 241. * Биография Гонория Августодунско-го неизвестна. Исследователи средневековой
богословской литературы именуют его «загадочным». О нем известно только из его
сочинений (около 40 трактатов богословского и исторического содержания, включая «Об
образе мира» и «Светильник», или «Элюцидарий»). «Элюцида-рий», по мнению некоторых
исследователей, составлен под влиянием Ансельма Кентерберийского, учеником которого,
как полагают, был Го-норий. Жил, очевидно, в Аугсбурге (его латинское название August
Vindelicorum было ошибочно принято за Отен в Бургундии: в действительности это название
— Augustodonium). О Гонории подробнее см.: Гуревич А. Я. Популярное богословие и
народная религиозность средних веков // Из истории культуры средних веков и
Возрождения. М., 1974.
** «Миром называется как бы всестороннее движение» (лат.).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|