|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 682
** «Можно подумать, таким образом, что о тех внутренних формах, которые не поддаются
чувственному восприятию, каковыми являются «рациональность», «смертность»,
«отцовство», «сидение», мы имеем скорее мнение, [чем пониманиер (там же).
***«в одном только голом и чистом уме» (лат.).
**** Вопрос и ответ Абеляра в «Логике для начинающих» предполагает не просто
существование общих понятий в уме и обозначение ими реальных вещей, но одинаковое
понимание слов, обозначающих вещи, вопрошающим и отвечающим, что значит: смысл
вещи может быть выявлен не через объективно выраженное понятие, но через субъектное
обговаривание или «схватывание» в речи, что и есть «концепт», а не «понятие». Речь здесь
идет действительно о проблеме существования (existentia) вещей, а не о проблеме
существования понятий. И это концептуализм, а не номинализм, как чуть позже определит
позицию Абеляра Жильсон.
***** «....бестелесны — по способу обозначения» (лат.).
С. 218. * См.: Петр Абеляр. Логика для начинающих. С. 93.
** На факультетах искусств преподавали «семь свободных искусств». Это были собственно
философские факультеты — младшие относительно теологических факультетов.
*** Уильям Шервуд родился в Дархеме, учился в Оксфорде и Париже, где его слушал Петр
Испанский. Логические труды Уильяма не изданы. Умер канцлером Линкольна.
Петр Испанский (20-е гг. XIII в. — 1277) — медик и философ. Родился в Лиссабоне. С 1276 г. —
папа Иоанн XXI. Его «Краткий свод логики» считался популярным учебником, в котором
излагались основы «старой логики» («Категории» и «Об истолковании» Аристотеля), «новой
логики» (остальные трактаты «Органона») и «новейшей логики» (учение «о свойствах
терминов»). Этот учебник перевел на греческий язык Георгий Схоларский. Перевод долгое
время приписывался византийскому богослову, философу, логику Михаилу Пселлу (1018 —
ок. 1078 или 1096). «Сумма логики» Ламберта Оксеррского не опубликована, она известна,
как и «логика» Уильяма Шервуда, по комментариям К. Прантля (см.: Prantl С. Geschichte der
Logik im Abendlande. Bde. II —
Примечани
628
IV: Die Logik im Mittelalter. Berlin, 1861 — 1870). О нем см. ниже.
С. 219. * В XX в. критические издания этого трактата и его переводы появляются во Франции,
Англии, США, Италии, России. См.: Петр Абеляр. Этика, или Познай самого себя // Петр
Абеляр. Теологические трактаты.
** Там же. С. 249, 254. Далее идет последовательное изложение этого трактата.
С. 220. * Ср. там же. С. 279 — 280.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|