|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 681
долговечным. Он всегда упражнялся в том, чтобы, созерцая, обдумывать слово.
Широкообразованный, он беспрерывно наставлял слушателей и научал их. Таким был он с
нами, муж простой и честный, богобоязненный, бегущий зла, посвятивший Богу последние
дни жизни сво-
627
Примечани
ей за-ради умиротворения своего» (цит. по: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой
культуре. Концептуализм Абеляра. С. 206).
**** «диалог между Иудеем, Философом и Христианином» действительно последний,
незавершенный труд Абеляра. Этот «Диалог....», фрагменты «Диалектики», «Логики для
начинающих», а также «Теологию Высшего блага» (иное название — «Введение в теологию»)
и «Этику, или Познай самого себя» см.: Петр Абеляр. Теологические трактаты / Перев. С. С.
Неретиной. М., 1995. Фрагмент «Глосс к "Категориям" Аристотеля» см.: Антология
средневековой мысли. Т. I.
***** Opera Petri Abaelardi. Ed. V. Cousin. V. I — II. P., 1859. Столетие спустя Л. М. де Рийк
издал критически откомментированный текст «Диалектики» (Petrus Abaelardus. Dialectica.
Ed. by L. M. de Rijk. Assen, 1956).
****** См.: Peter Abaelards Philosophische Scriften. Herausgegeben von dr. B. Geyer. Munster,
1919.
******* См.: Петр Абеляр. Логика для начинающих // Петр Абеляр. Теологические трактаты.
С. 60. Жильсон последовательно излагает один только этот трактат Абеляра, откуда
проистекают все его выводы.
С. 214. * «И если авторитеты, как кажется, с ним наиболее согласны, то физика всеми
способами ему противится» (Абеляр. Логика для начинающих. С. 66).
** Петр Абеляр. История моих бедствий. С. 14; его же. Логика для начинающих. С. 70.
С. 216. * «Статус каждого реального человека мы можем назвать статусами человека по
природе; тот, кто дает имя, тот схватывает их общее сходство» (лат.). Дальше Жильсон это
«общее» называет универсалиями. Однако Абеляр различает термины «communis» и
«universalis»: первое скорее означает общее понятие, присущее индивидам по совпадению
или сходству, а второе — то, что присуще вещи самой по себе, образующей вещь как
универсальное единство.
** «Люди, познающие вещи только через чувственные восприятия, редко, а то и никогда не
достигают простого понимания божественного порядка и не постигают чистой сущности
вещей, этому мешает внешняя чувственная восприимчивость акциденций» (Петр Абеляр.
Логика для начинающих. С. 83 — 84).
С. 217. * «Люди же в том случае, если речь идет о том, что не поддается их чувствам, скорее
придерживаются мнения, нежели понимания»
(там же. С. 84). Речь идет не о знании и мнении, а о понимании и мнении.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|