|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 678
С. 197. * В диалоге «Об учителе» Аврелий Августин, напротив, полагал, что все части речи —
имена, которые означают то, что существует (см.: Аврелий Августин. Об учителе //
Памятники средневековой латинской литературы IV—VII веков. М., 1998. С. 182—187).
С. 198. * «тех, чья природа становится вечным образцом» (лат.).
** Современные историки философии считают датой его рождения 1085/90 г. См.: MarenbonJ.
Jilbert of Poitiers // A History of Twelfth-Century Western Philosophy. Cambridge,
1992.
C. 199. * Э. Жильсон ведет речь «О шести началах» действительно «по традиции», следуя Б.
Гейеру, который поместил этот трактат в перечень трудов Гильберта (Ueberweg F. Grundriss
der Geschichte der Philosophic B. II. Hrsgb. B. Geyer. Basel, Stuttgart, 1967. S. 229). Однако, по
мнению современных исследователей (Marenbon J. Gilbert of Poitiers // A History of Twelfth-
Century Western Philosophy. P. 328; FumagalliBeonio BrocchieriM., Parodi M. Storia della
filosofia medievale. Roma; Bari, 1996. P. 231), достоверно принадлежат Гильберту только три
произведения: Комментарии к теологическим трактатам (Opuscula sacra) Боэция,
Комментарии к Посланиям апостола Павла, Комментарии к Псалмам. Критическое издание
Комментариев к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория» подготовлено Н. М. Хэрин-
гом: The Commentaries on Boethius by Guilbert of Poitiers. Ed. N. M. Haring. Toronto, 1966. На
русский язык С. С. Неретиной и А. А. Коробковым переведен фрагмент этих комментариев
(Вопросы философии. 1998. № 4).
** Речь идет о perfectihabies — энтелехии, о непрерывных улучшениях, производимых Богом
в мире посредством сотворения новых монад.
*** К настоящему времени хронология произведений Абеляра исследована достаточно
точно. Об этом см.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм
Абеляра. М., 1996.
С. 200. * «только субсистируют, но не являются истинными субстанциями» (лат.).
С. 201. * «он приписывает порожденным формам универсальность и исследует их
соответствие» (лат.).
С. 202. * «Единственно простая сущность» (лат.).
С. 203. * Радульф (Рауль) Ардентский (ок. 1179—1215), деятельность которого известна только
с 1179 по 1215 г., в своем «Всеобщем зерцало» попытался создать систему этики, проявив —
в противовес слабому знанию Аристотеля — внимание к трудам Цицерона, Сенеки, Боэция
и отцов Церкви. Седьмая и Восьмая книги «Зерцала», представляющие собой «учение о
вере», составлены на основании трактатов Петра Ломбардского и Гильберта Порретанского.
** Николай Амъенский — представитель Шар-трской школы, следовал методологической
схеме учения Евклида, поскольку во главу угла ставил определения, постулаты и аксиомы и
из них выводил теоремы. Его трактат «Искусство католической веры» (1187 — 1191) состоит
из пяти частей: 1)учения о Боге и Его триединстве, о единой причине всех вещей; 2) учения о
мире, творении ангелов и человека; 3) о свободе воли; 4) о церковных таинствах; 5) о
воскресении и будущей жизни.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|