|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 670
С. 153. * «Мальчики, которых он учил, пронзили его грифелями» (лат.).
** «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (лат.).
С. 154. * «Свет освещает туманность души верных и светит все сильнее и сильнее, проникаясь
верой и устремляясь к ясности» (лат.).
С. 156. * «Отсюда следует, что истинная философия есть истинная религия; это равносильно
обратному: истинная религия есть истинная философия» (лат.).
** «Так следует веровать и учить, что залог человеческого спасения — не в иной философии,
то есть изучении мудрости, и не в иной религии» (лат.). — См.: Августин Аврелий. Творения.
Т. 1.
C. 339.
*** «И потому по поводу того, что теперь отстаивают, нужно сначала использовать разум, а
затем уже авторитет» (лат.).
**** Ср., например: «По отношению к времени первенствует авторитет, а по отношению к
существу дела — разум» (Блаженный Августин. О порядке//Блаженный Августин. Творения.
Т. I С. 160 и далее).
С. 157. * «Разум убеждает: все, что поддается восприятию телесным чувством или рассудком,
может на разумном основании называться бытием» (лат.).
С. 158. * Жильсон не упоминает среди категорий Аристотеля «обладание».
** О «Категориях» Аристотеля Августин говорит так: «... лет двадцати от роду, когда мне в
руки попало одно произведение Аристотеля под заглавием «Десять категорий»
(карфагенский ритор, мой учитель, и другие люди... трещали о нем...), я оказался
единственным, прочитавшим и понявшим ее... По-моему, книга эта совершенно ясно
толковала о субстанциях и их признаках: например, человек — это качество, сколько в нем
футов роста — это количество, его отношение к другим: например, чей он брат; место, где он
находится; время, когда родился; его положение: стоит или сидит; что имеет: обувь или
вооружение; что делает или что терпит... Какая была мне от этого польза? А вред был.
Считая, что вообще все существующее охвачено этими десятью категориями, я пытался и
Тебя, Господи, дивно простого и не подверженного перемене, рассматривать как субъект
Твоего величия или красоты, как будто они были сопряжены с Тобой как с субъектом, т.е. как
с телом, тогда как Твое величие и Твоя красота — это Ты Сам. Тело же не является великим
или прекрасным потому, что оно тело: меньшее или менее красивое, оно все равно остается
телом» (Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991. С. 120-121). Здесь речь идет не только о
выведении Бога из-под всяких категорий, но и о введении идеи субъект-субстанции, ибо о
Боге — всеобщей субстанции вместе с тем говорится как о единичном Субъекте.
* * * «Следует заметить, что сама Причина всего превыше всякого отрицания и утверждения»
(лат.).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|