|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 664
С. 85. * «бытие» (лат.). —Прим. перев.
** См.: Амвросий Медиоланский. Творения по вопросу о браке и девства. Казань, 1901; Две
книги о покаянии / Перев. Иоанна Харламова. М., 1901. Этот же перевод,
отредактированный, модернизированный, снабженный обширной библиографией,
перепечатан в серии «Учители неразделенной церкви» (М., 1997); Об обязанностях
священнослужителей / Перев. Г. Прохорова. Казань, 1908 (репринтное изд. — М. —Рига,
1995); Письмо об алтаре Победы (Письмо XVIII) // Памятники средневековой латинской
литературы IV— IX веков. М., 1970; Те Deum Laudamus / Переложение В. Никитина// Чаша.
1990. № 11. Тот же перевод: Путь. 1991. № 1; Церковь, мистическая Ева (фрагмент
«Изложения Евангелия от Луки») // Анри де Любак. Католичество. Социальные аспекты
догмата. Милан, 1992. О нем см.: Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей
Церкви. Т. 2. СПб., 1903; Бролъи Жан Виктор Альберт де. Жизнь св. Амвросия Медиоланско-
го. СПб., 1911; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская
патристика; Бычков В. В. Эстетика поздней Античности. I—III века. М., 1981; Клеман О.
Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М., 1994; Прохоров Гр.
Вместо предисловия//Об обязанностях священнослужителей. М. — Рига, 1995; Казаков М. М.
Епископ и империя. Смоленск, 1995; Никитин В. А. Амвросий -светильник единой
Црркш//Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии. М., 1997.
*** Философия для Амвросия была синонимом не только языческой (греко-римской)
философии, но и культуры. Не только тождество философии
Примечани
612
и культуры, но и само обращение к идее культуры, возникшей в конце дохристианской эры
(ее связывают с «Тускуланскими беседами» Цицерона, который понимал ее как свободное
самопола-гание в мире), было теоретическим новшеством, которое Амвросий ввел в критику
старого мировоззрения. Амвросий специально проанализировал понятие философии как
культуры, идентифицированной с традицией и обычаем, в Комментарии к Посланию к
колоссянам (Sanctus Ambrosius. Commentaria in Epistolam beatissimi Pauli ad Colossenses //
Migne J.-P. Patrologiae cursus completes. Series latina, t. 18, col. 422—442). Амвросий
Медиоланский, почитавший Цицерона, но гораздо более почитавший Христа, отверг
выдвинутую римским философом идею культуры как несоотносимую, во-первых, с идеей
божественного творения, во-вторых, с идеей новизны, лежащей в основе догмата о личном
спасении: «Традицию эту, то есть философию, апостол называет лживой и пустой, потому
что она установлена не силою Божией, но от бессилия человеческого разумения, которое
умаляет Божию силу в своем знании, иначе говоря — с целью не допустить мысли, будто Он
создает то, чем держится плотский разум, ибо различие в совершенстве отдельных
элементов они приписывают культуре (cultura), тем самым связывая души неопытных
людей, чтобы те не потянулись к истинному Богу... Те обрезаны во Христе, кто, отрезав от
себя культуру всего человеческого предания, объединяется с Христом, обрезанный сердцем, а
не плотью... С Ним они погребены были в крещении, воскресли же через веру в Бога, от
Которого вера, что по примеру Христа Он воскресит их из мертвых. Ибо при этом ветхий
человек сбрасывается и новый востребуется» (col. 430). Плоть от плоти античной традиции,
но дух от духа Христа Амвросий переносит на божественный мир термины, производные от
слова «культура». Бога-Создателя он называет «Cultrix», верующего же в Него, Его
почитателя — «cultor». Место культуры как традиции занял культ творения, однократности
мира, его уникальности и новизны. Сам термин «культура» почти на тысячелетие исчез из
обихода. Он встречается у Петра Абеляра:
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|