|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 661
Аристотеля написал: «О творении мира», «Устроитель, или О единстве», «О
воскресении», «О вечно-
Примечани
610
«христианские основания» (Тертуллиан. О воскресении тиютк//Тертуллиан. Избр. соч. С. 191,
195). Более того, он убежден, что «лишив рассуждение преимуществ логического порядка и
сверх того отяготив его сомнениями.... они, т.е. гностики, «понемногу направляют ум к
другому Божеству, поколебав и исказив нашу надежду» (Там же. С. 189). Подобное состояние
логических дел он объясняет тем, что «многие необразованны, многие сомневаются в своей
вере и еще больше простаков, которых надо научить, поправить и укрепить» (Там же. С. 190).
**** К сожалению, Э. Жильсон не назвал источника, из которого он взял эти парадоксы. В
таком же виде они переданы Г. Г. Майоровым (Майоров Г. Г. Формирование средневековой
философии. Латинская патристика. С. 113) и А. А. Столяровым в его переводе трактата «О
плоти Христа» (Тертуллиан. Избр. соч. С. 166). Но эти иследователи тоже не указали
источника такой версии парадоксов. Осведомляя читателей о важнейших рукописях и
изданиях Тертуллиана, А. А. Столяров упоминает о существующих разночтениях и
текстологических трудностях, вызванных повреждениями текстов. Однако на протяжении
всего трактата речь идет не о распятии, а о факте рождения Христа, возрожденного во плоти
через смерть. Потому вполне достоверной выглядит версия Ж. П. Миня (Patrologiae cursus
completus. Series latina. P., 1844. Col. 806): «Natus est Filius Dei: non pudet quia pudendum est; et
mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est quia ineptum est; et sepultus, resurrexit: certum est
quia impossibile» («Родился Сын Божий: не стыдно, тогда как достойно стыда; и умер Сын
Божий: вполне достоверно, тогда как нелепо; и, погребенный, воскрес: несомненно, тогда как
невозможно»). В таком представлении парадокса не только не проглядывается
антирационализм, а, напротив, внутри парадокса выстроена определенная логика: родился
— умер — возродился, что соответствует именно христианскому порядку жизни. Фразы к
тому же не содержат личного местоимения, что усиливает их универсальный характер. Более
того, поскольку трактат «О плоти Христа» направлен против гностиков Маркиона, Апеллеса
и Валентина, то парадоксы построены на столкновении Тертуллианова и Маркионова
утверждений. Что касается факта рождения Сына Божьего, то это не стыдно, тогда как
стыдиться нужно того (предположения, что такой факт может быть постыден) и т. д.
Подробно см. об этом в книге: Неретина С. С Верующий разум. К истории средневековой
философии. С. 77— 95.
С. 75. * Этот вывод Э. Жильсона, как кажется, свидетельствует о его сомнении в
антирационализме Тертуллиана. Более того, можно предположить, что выражение «credo
quia absurdum est» возникло в период намечающегося разлада между верой и разумом, когда
исчезали их единые основания.
** «если не тело, то ничто» (лат.).
*** «душа по природе христианка» (лат.).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|