|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 660
С. 64. * Ср.: «Ибо предымея и сверхымея пред-бытие и сверхбытие, Он сначала создал бытие
вообще — я имею в виду само по себе бытие, — а затем с помощью самого бытия создал все,
что только есть сущего. И все начала сущего прича-ствуют бытию и суть, и суть начала, и
сначала суть, а потом суть начала» (Дионисий Ареопагит. О божественных именах V, 5 II
Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. С.
201). Утверждение, что Бог пребывает «по ту сторону бытия», создает возможность
применения к нему имен, которые могут быть «общими или частными, или
предупреждающими проявления Промысла» (Псевдо-Дионисий Ареопагит. О
божественных именах // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. II. М., 1990.
С.160,163), означая также и некие видения, согласно которым Богу придаются человеческие
черты. То, что было камнем преткновения для многих средневековых мыслителей, прежде
всего для Августина, позволяет Дионисию, таким образом, представлять Бога как тело,
поскольку видения всегда предметны, что является одной из возможностей представления
разных свидетельств. Потому в богопознании соучаствуют все способности души.
С. 65. * Лоренцо Ваша (1407-1457) — т&. льянский гуманист, историк и философ; Эразм
Роттердамский (1469 1536) гуманист эпохи Возрождения, глава «северных гуманистов», о них
— ниже.
** Хилъдуин (ум. ок. 840) — аббат монастыря Сен-Дени около Парижа, ученый клирик,
ученик Алкуина, возглавлявшего Академию при дворе Карла Великого. Составил житие св.
Дионисия где утверждал тождественность его с Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Эта точка
зрения была опровергнута только Лоренцо Виллой.
*** Фома Галльский (ум. в 1226/1246) — приор, а с 1226 г. аббат Верчелли. С его именем
связано возрастание влияния на ученую аудиторию произведений Псевдо-Дионисия
Ареопагита. Он был комментатором всех его трактатов. Песни песней и др. Пытался
соединить мистическую теологию викторинцев (теологов Сен-Викторско-го аббатства),
основанную на доктринах Августина и Боэция, с мистической теологией Псевдо-Дионисия.
**** См.: Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. Богословские и аскетические
трактаты. М., 1993. О нем см.: Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений
прел. Максима Исповедника. Киев, 1917; Сидоров А. И. Некоторые замечания к биографии
Максима Исповедника // Византийский временник. 1986. Т. 47; Флоровский Г. В.
Византийские Отцы V — VIII веков.
С. 66. * Сколии, или комментарии, Максима Исповедника вместе с его предисловием
помещены в издании: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом
богословии. Спб., 1994. Это первое на русском языке издание, которое представило
Дионисия в том виде, в каком его знало средневековье.
С. 68. * Термин «обожение» — один из главных в «Аналитическом словаре исихастской
Антропологии», составленном С. С. Хоружим (см.: Синергия. Проблемы аскетики и мистики
православия. М., 1995). В числе предшественников идеи обожения названы Афанасий
Александрийский, Ириней Лионский, Макарий Александрийский и Максим Исповедник.
** Иоанн Филопон (Трудолюбивый) (конец V-VI) — епископ Александрийский. Помимо
упоминаемых Э. Жильсоном трактата «О душе» и комментариев к «Физике»
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|