|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 658
жизни» {Григории Нисский. Об устроении человека. С. 21—22). Из этого
«последовательно вытекала предложенна
607
Примечани
в слове теория, что в человеческом составе ум управляется Богом, а умом управляется
вещественная наша жизнь, когда она в естественном состоянии, а когда отклонится от
естества — отчуждается и от умной энергии» (Там же. С.38). Все это означает, что Моисей
«неизреченно преподает философию о душе» (Там же. С. 22), то есть сказанное — не
религия, а именно философия верующего разума.
С. 54. * Речь идет о проблеме филиокве — ис-хождения Святого Духа «и от Сына» (что,
собственно, и значит «filioque»), которая была одной из причин, разделивших западную и
восточную церкви: первая признавала исхождение Святого Духа и от Отца и от Сына,
вторая—только от Отца.
** Рихард (Ришар) Сен-Викторский (ум. в 1173) — схоластик и мистик, ученик и
последователь Гуго Сен-Викторского (Гугона Викторин-ца). Б. Гебер полагает, что у Рихарда
был более ясный взгляд на сущность истины и на достоверный, несомненный фундамент
знания, чем у Декарта (Ueberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophic B. 2. Die
patristische und scholastisce Philosophic Hrsg. B. Geyer. Basel-Stuttgart, 1967. S. 267), и он
пытается придать ценность проблеме существования Бога. Его высказывания — самые
спекулятивные из всего созданного схоластикой от Ансельма Кентерберийского до Фомы
Аквинского. Рихард был первым, кто со времен Августина и Ансельма пытался дать
доказательство бытия Бога, строя его абстрактно-теоретически и вместе с тем на
эмпирической основе.
С. 55. * См.: Немесий Эмесский. О природе человека / Перев. Ф. С. Владимирского. Почаев,
1905 (перепечатано в сер. «Учители неразделенной церкви», М., 1998; репринтное изд. — М.,
1998). О нем см.: Владимирский Ф. С. Антропология и космология Немесия, епископа
Емесско-го в их отношении к древней философии и исторической литературе. Житомир,
1912. — Эмес-сы — город в Финикии.
С. 56. * «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности
жизнью» (Аристотель. О душе // Соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1976. С. 335).
С. 57. * «наставнику Плотина» (лат.). —Прим. перев.
** «чтобы единство могло остаться не смешиваемым и не поврежденным, но и
присоединенным» (лат.).
*** «а то, что она соединяется, показывает симпатия».
С. 58. * Александр Афродисийский (кон. II — нач. III в.) — последователь Аристотеля и
комментатор его сочинений. В 198—211 гг. жил в Афинах. Оказал влияние на падуанскую
школу эпохи Возрождения. См.: Александр Афродисийский. О смешении и росте //
Философия природы в античности и в средние века. М-, 2000. О нем см.: Солопова М. А.
Александр Афродисийский и его трактат «О смешении» Р контексте истории
комментаторской традиции аристотелизма // Там же.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|