|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 648
шил, Иезекииль, Ездра. Из них я и сделал выборки, разделив их на шесть книг» (Евсевий
Пам-фил. Церковная история. С. 154).
*** См.: Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1906 (репринтное
изд.: Блаженный Августин. О граде Божием. Т. 1 — 4. М., 1994); Блаженный Августин.
Творения. Т. 3—4. СПб. — Киев, 1998 (текст «О Граде Божием», как и другие тексты
Августина, помещенные в этом издании, печатаются в современной редакции старого
перевода).
**** Имеется в виду Священная Римская империя, основателем которой считается Карл
Великий и которая под этим именем была воссоздана Отгоном Великим и существовала с
962 г. до конца XV века, когда она стала называться Священной Римской империей
германской нации, первоначально включая в себя Северную и Среднюю Италию (вместе с
Римом), Чехию, Нидерланды и др. В 1648 г. имперские территории стали в соответствии с
Вестфальским миром конгломератом независимых государств. Однако окончательно
империя была ликвидирована лишь в ходе наполеоновских войн.
***** Геннадий Массилийский (V век) — пресвитер, видный представитель семипелагианства,
перу которого принадлежат «Послание о вере» («Epistola de fide»), «Книга о церковных
догматах» («De ecclesiasticis dogmatibus liber») и продолжение труда Иеронима «О
знаменитых мужах» («De viris illustribus»).
****** См.: Афинагор. Прошение о христианах // Ранние отцы Церкви. О нем см.: Ранние отцы
Церкви. С. 407 — 411; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская
патристика. С. 65 — 68; Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице // Болотов
B. В. Собр. цер-ковно-исторических трудов. Т. 1.
C. 23. * Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985. С. 62 (пер. А. К. Гавриловн).
** Афинагор. Прошение о христианах // Ранние отцы Церкви. С. 417.
С. 24. * Для завершения анализа философской позиции Афинагора необходимо добавить,
что в «Прошении о христианах» Афинагор обращает внимание на творческую природу
единого Бога, отличающую его от природы античных богов. Можно даже сказать, что главы
15 и 16 «Прошения» являют собою апологию творчества и красоты. «Бог есть
художественный огонь», соглашается Афинагор со стоиками {Афинагор. Прошение о
христианах. С. 416). Различая Творца и творение, Афинагор уподобляет Бога художнику, а
творение—художественному произведению, подчеркивая разносубстанциальность того и
другого. «Они весьма различны между собою... Ибо как горшечник относится к глине: глина
есть материал, а горшечник — художник, — так относятся между собою и Бог Создатель и
вещество, повинующееся его художеству. Но как глина сама собою, без помощи искусства не
может сделаться сосудом, так и удобоизменяемое вещество без художника — Бога не
получило бы ни разнообразия, ни формы, ни красоты. Не ставим мы глиняного сосуда выше
горшечника...» (Там же. С. 424). Сравнением Бога и творения с горшечником и горшком
впоследствии будет пользоваться Тертуллиан (см.: Тертуллиан. О воскресении плоти //
Тертуллиан. Избр. соч. М., 1994. С. 192 — 195). Таким сравнением Афинагор одним из первых
отмечает инструментально-творческую природу искусства, передающего физическое усилие
мастера и включающего в себя идею делания. Эта идея предполагала не просто свободное
парение ума, но тяжелый труд, который — в том числе физический,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|