|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 647
***** См.: Татиан. Речь против эллинов//Ранние отцы Церкви. С. 374.
С. 20. * Там же.
** Там же. С. 375. ***См.
там же. С. 381.
С. 21. * О Мелитоне см.: Ранние отцы Церкви. С. 525 — 538. Мелитон (ум. ок. 177), как
сообщает Евсевий Кесарийский (Памфил), написал две книги «О Пасхе» (ок. 166), «Об образе
жизни и пророках», «О Церкви», «О дне Господнем», «О вере человеческой», «О творении»,
«О послушании чувств вере», «О душе и теле, или О едином», «О крещении», «Об истине,
вере и о рождении Христа», «О пророчествах о Нем», «О гостеприимстве», «Ключ», «О
диаволе», «Об Откровении
Иоанна», «О Боге воплотившемся», «Прошение к Антонину» (Евсевий Памфил. Церковная
история. М., 1993. С. 152). Из упомянутых Э. Жильсо-ном отрывков первый касается
преследований христиан, второй содержит просьбу к Марку Аврелию «познакомиться
сначала с теми, кто вызвал такую ненависть» (Там же. С. 153). Третий же ниже приводится Э.
Жильсоном в переводе Э. Пюша. Кроме отрывков, упомянутых Евсевием, как сообщается в
книге «Ранние отцы Церкви», сейчас известны еще два произведения Мелитона. В 1940 г. был
открыт греческий кодекс IV века с почти полным текстом проповеди, которую Боннер,
обнаруживший его, назвал «Проповедью в Страстную Пятницу» (Воппег С. The Homily on
the Passion by Melito, Bishop of Sardis. L., 1940), a французский издатель — «О Пасхе» (Perler
О. Meliton de Sardes. Sur la Paque. P., 1966). Проповедь свидетельствует о христоцентричности
концепции Мелитона. Христа он именует Богом, Лотосом, первородным Бога, Господом,
Царем Израиля, Сыном и даже Отцом. В 1972 г. бельгийский иезуит о. Михаил ван Есбрук в
библиотеке Тбилиси обнаружил манускрипт с 12 столбцами перевода на грузинский язык
проповеди «О Душе и Теле и Страстях Господних» (Esbroeck Michel van. Nouveaux fragments
de Meliton de Sardes. Bruxelles, 1972). Значительная часть этого фрагмента опубликована в
книге «Ранние отцы Церкви» (с. 527 — 538) в переводе на русский язык.
С. 22. * Сикофант — доносчик. Первоначально: тот, кто следил за тем, чтобы не нарушался
запрет на вывоз фиг. С V века до н. э. в Афинах сикофантами называли тех, кто с целью
наживы возводил клевету или ложное обвинение на граждан.
** Повествование о состоянии новой философии (как Юстин и Татиан, Мелитон употребляет
этот термин для именования христианского мировоззрения) свидетельствует скорее не о
небрежности употребления термина «философия» вместо термина «религия», а об их
тождестве для христианских мыслителей этого времени и говорит в пользу представления о
разуме как верующем разуме. Помимо отрывков из «Апологии» Евсевий приводит фрагмент
из мелитоновых «Эклог», где он перечисляет общепризнанные книги Ветхого завета: «Бытие,
Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисус Навив, Судьи, Руфь, четыре книги Царств; две
Паралипоменон, Псалмы Давида, Притчи Соломоновы, или книга Премудрости, Екклезиаст,
Песнь песней, Иов; пророки: Исайя, Иеремия и двенадцать в одной книге; Да-
601
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|