|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 646
тиком, о понятиях материи, души, об антропологии. Оригинальность же Татиана состоит,
как кажется, в следующем. 1) Во многом повторяя аргументы своего учителя Юстина (как
потом будет делать большинство средневековых мыслителей) в критике языческой религии,
в частности полагая, что греки не являются изобретателями «искусств», а заимствовали их у
более древних народов, которыми он вслед за Иосифом Флавием считает вавилонян, персов,
египтян, финикиян, Татиан не просто проводит идею единомыслия, как у Юстина, но вводит
идею истории, делает попытку вытянуть в единый хронологический ряд происхождение тех
или иных идей, наметить генеалогию мысли. 2) Татиан представляет идею Слова как
сообщаемости, как собеседующего Слова. «Родилось же оно через сообщение, а не через
отсечение. Ибо что отсечено, то отделяется от первоначала, а что произошло через
сообщение и приняло свободное служение, то не уменьшает того, от кого произошло»
{Татиан. Речь против эллинов // Ранние отцы Церкви. С. 373 — 374). Татиан, может быть
впервые, настаивает на личностности Я беседующего. Более того, он подчеркивает, что Я
может быть Я, только будучи словесным. Природе Слова оказалось свойственно образование
иного Я, возникающего от несовпадения Я-обладающего Словом, задумывающего его, и Я-
сообщающего Слово и оформляющего его в виде некоторого образа. Человек, которому
сообщено Слово, явился образом полноты Я, т.е. Бога. Несовпадение Я задуманного и Я
образованного лежит в основании идеи возмездия. 3) Размышления Татиана привели к
переформулированию идеи познания: не человеческая душа познает, а дух, вместе со
Словом сошедший к человеку, приобщает к откровению «повинующихся мудрости». 4)
Наста
Примечани
600
иван на определении человека не как разумного смертного животного, а как образа и
подобия Бога, Татиан показывает преображение категориального разума в разум
причащающиеся. Думается, что при этом его размышления действительно достойны
называться не просто религиозными, но философскими, как он их и назвал.
С. 19. * Гермий—христианский апологет, живший, по одним сведениям (А. Ди Паули, О.
Бар-ден Хевер), во II—III веках, по другим (Г. Дильс, А. Гарнак) — в V—VI веках. Сочинение
«Осмеяние языческих философов» («Irrisio gentilium philosophorum») написано в
подражание Лукиа-ну. Гермий показывает противоречивость взглядов философов на
основания вещей и на человеческую душу: одни считают, что она смертна, другие — что
бессмертна, одни — что она состоит из воды, другие — что из огня и пр. Как отмечают
исследователи, он не пытается понять хода развития греческой философии.
** См.: Татиан. Речь против эллинов // Ранние отцы Церкви. С. 373.
*** Ср.: «Волею Его простого существа произошло Слово, и Слово произошло не напрасно —
Оно становится перворожденным делом Отца» {Татиан. Речь против эллинов // Ранние отцы
Церкви. С. 374). Существенно примечание к этому фрагменту его переводчика протоиерея П.
Преображенского: «Выражение «волею Его простого существа» не заключает в себе позднее
явившейся арианской мысли, а дает видеть в рождении Сына Божия или Слова не действие
физической, как бы вещественной необходимости, а духовное как акт воли в безусловно
духовном существе Божием» (Там же).
**** См. также старый русский перевод этого фрагмента в примеч. к с. 18.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|