|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 645
Примечани
подчеркивает он, причастна Слову. При этом возвещение истины может быть не связано ни с
какими доказательствами, если возвещающие ее, пророки, видели и верили в нее. Эти люди
«в своих речах не считали нужным давать доказательства, будучи выше всякого
доказательства как достоверные свидетели истины, потому что прошедшие и настоящие
события подтверждают истинность их слов» (Там же. С. 261—262). Вследствие этого
философию Юстина можно определить как философию свидетельства. Без свидетельства
отныне любое мышление почитается пустым. Только при согласовании практической жизни
духа и умозрения вообще возможен разговор «о начале и конце вещей». Практика духа
становится непременным условием истинности рассуждений. Истинно рассуждающий
должен не в воображении, а действительно любить этих свидетелей, в противном случае его
рассуждения ложны и не имеют смысла, ибо они не подкреплены действенным участием
души в акте познания, готовностью этой души к жертве за мысли и произнесенные слова.
Это и есть «верная и полезная философия» (Там же. С. 212), дающая возможность и для
широких обобщений, и для углубленного обсуждения.
*** Ср.: Иустин Философ. Апология II // Ранние отцы Церкви. С. 351.
С. 17. * О склонности Юстина к субордина-ционизму (теории подчинения Бога Сына и Бога
Святого Духа — Богу Отцу) см. обе его «Апологии» (Ранние отцы Церкви. С. 267, 281, 283, 309,
359).
** Ср.: Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеанином. С. 20 — 23.
*** О Татиане см.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская
патристика; Неретина С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии;
Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице // Болотов В. В. Собр. церковно-исторических
трудов. Т. I.
С. 18. * Иногда переводится по-другому; см.: Татиан. Речь против эллинов // Ранние отцы
Церкви.
** Из-за этого энкратитов называли также аквариями.
*** В «Диатессароне» было опущено родословие Христа. Это произведение дало основание
приписать Татиану докетизм — представление о призрачности плоти Христа.
**** Имеется в виду Иосиф бен Маттафия, известный как Иосиф Флавий. См. его сочинение:
О древности иудейского народа. Против Апиона.
СПб., 1895. О нем см.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф,
время, загадка. М., 1994. С. 86 — 103.
***** Это очевидный пример, когда Э. Жильсон собственной терминологией замещает
терминологию Татиана без объяснения причин, по которым Татиан называет свою позицию,
например, позицией «варварской философии», которую Жильсон не считает оригинальной
(см. ниже). Недоверие к самоназванию вряд ли оправданно в любом случае, здесь же — тем
более, ибо Жильсон подробно излагает систему Татиана, говоря о его критике языческой
религии, которая повторяет критику теологии, проведенную Юс
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|