|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 639
*** Философия для Амвросия была синонимом не только языческой (греко-римской)
философии, но и культуры. Не только тождество философии
Примечани
612
и культуры, но и само обращение к идее культуры, возникшей в конце дохристианской эры
(ее связывают с «Тускуланскими беседами» Цицерона, который понимал ее как свободное
самопола-гание в мире), было теоретическим новшеством, которое Амвросий ввел в критику
старого мировоззрения. Амвросий специально проанализировал понятие философии как
культуры, идентифицированной с традицией и обычаем, в Комментарии к Посланию к
колоссянам (Sanctus Ambrosius. Commentaria in Epistolam beatissimi Pauli ad Colossenses //
Migne J.-P. Patrologiae cursus completes. Series latina, t. 18, col. 422—442). Амвросий
Медиоланский, почитавший Цицерона, но гораздо более почитавший Христа, отверг
выдвинутую римским философом идею культуры как несоотносимую, во-первых, с идеей
божественного творения, во-вторых, с идеей новизны, лежащей в основе догмата о личном
спасении: «Традицию эту, то есть философию, апостол называет лживой и пустой, потому
что она установлена не силою Божией, но от бессилия человеческого разумения, которое
умаляет Божию силу в своем знании, иначе говоря — с целью не допустить мысли, будто Он
создает то, чем держится плотский разум, ибо различие в совершенстве отдельных
элементов они приписывают культуре (cultura), тем самым связывая души неопытных
людей, чтобы те не потянулись к истинному Богу... Те обрезаны во Христе, кто, отрезав от
себя культуру всего человеческого предания, объединяется с Христом, обрезанный сердцем, а
не плотью... С Ним они погребены были в крещении, воскресли же через веру в Бога, от
Которого вера, что по примеру Христа Он воскресит их из мертвых. Ибо при этом ветхий
человек сбрасывается и новый востребуется» (col. 430). Плоть от плоти античной традиции,
но дух от духа Христа Амвросий переносит на божественный мир термины, производные от
слова «культура». Бога-Создателя он называет «Cultrix», верующего же в Него, Его
почитателя — «cultor». Место культуры как традиции занял культ творения, однократности
мира, его уникальности и новизны. Сам термин «культура» почти на тысячелетие исчез из
обихода. Он встречается у Петра Абеляра: «cultura divina» (божественное попечение) (см.:
Петр Абеляр. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Петр Абеляр.
Теологические трактаты. М., 1995. С. 330).
**** «потому что ничто так не присуще Богу, как быть всегда» (лат.). — Прим. перев.
***** «сущность» (лат.). —Прим. перев.
С. 88. * См.: Макробий. Комментарий на «Сон Сципиона» / Перев. и коммент. М. С.
Петровой// Философия природы в античности и в средние века. М., 2000 (кн. I, гл. 8—14 и 17;
кн. П, гл. 12—13 и 17). О нем см.: Петрова М. С. Природа мира в Комментарии на «Сон
Сципиона» Макробия // Философия природы в античности и в средние века.
С. 89. * «необработанный материал» (лат.). — Прим. перев.
С. 90. * «судьба зависит от Провидения, а не Провидение — от судьбы» (лат.). — Прим. перев.
** Бернард (Бернар) Сильвестр (или Бернард Турский) — возможно, это то же лицо, что и
Бернард из Мёлана, канцлер Шартре. Между 1145 и 1153 гг. он написал произведение «О
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|