|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 636
рукописях и изданиях Тертуллиана, А. А. Столяров упоминает о существующих
разночтениях и текстологических трудностях, вызванных повреждениями текстов. Однако на
протяжении всего трактата речь идет не о распятии, а о факте рождения Христа,
возрожденного во плоти через смерть. Потому вполне достоверной выглядит версия Ж. П.
Миня (Patrologiae cursus completus. Series latina. P., 1844. Col. 806): «Natus est Filius Dei: non
pudet quia pudendum est; et mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est quia ineptum est; et
sepultus, resurrexit: certum est quia impossibile» («Родился Сын Божий: не стыдно, тогда как
достойно стыда; и умер Сын Божий: вполне достоверно, тогда как нелепо; и, погребенный,
воскрес: несомненно, тогда как невозможно»). В таком представлении парадокса не только не
проглядывается антирационализм, а, напротив, внутри парадокса выстроена определенная
логика: родился — умер — возродился, что соответствует именно христианскому порядку
жизни. Фразы к тому же не содержат личного местоимения, что усиливает их универсальный
характер. Более того, поскольку трактат «О плоти Христа» направлен против гностиков
Маркиона, Апеллеса и Валентина, то парадоксы построены на столкновении Тертуллианова
и Маркионова утверждений. Что касается факта рождения Сына Божьего, то это не стыдно,
тогда как стыдиться нужно того (предположения, что такой факт может быть постыден) и т.
д.
Подробно см. об этом в книге: Неретина С. С Верующий разум. К истории средневековой
философии. С. 77- 95.
С. 75. * Этот вывод Э. Жильсона, как кажется, свидетельствует о его сомнении в
антирационализме Тертуллиана. Более того, можно предположить, что выражение «credo
quia absurdum est» возникло в период намечающегося разлада между верой и разумом, когда
исчезали их единые основания.
** «если не тело, то ничто» (лат.).
*** «душа по природе христианка» (лат.).
**** «Свидетельство души, христианки по природе» (лат.). Ср.: «Ты, сколько я знаю, не
христианка: ведь душа обыкновенно становится христианкой, а не рождается ею» (О
свидетельстве души // Тертуллиан. Избр. соч. С. 84).
С. 76.* Минуций Феликс (ум. ок.210) — римский адвокат. Диалог «Октавий» это апология
христианства. Его перевод, выполненный А. Преображенским, см.: Сочинения древних
христианских апологетов. СПб., 1895. О Минуций Феликсе см.: Спасский А. А. Эллинизм и
христианство. Сергиев Посад, 1913; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии.
Латинская патристика. С. 103-110.
** См.: Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. С. 190.
С. 77.* Об Арнобии см.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская
патристика. С. 128-133.
С. 78. *«Мы, христиане, не что иное, как почитатели в учителе Христе высочайшего царя и
владыки» (лат.).
** «Я льстил, взывал, клянчил милостей у ничего не чувствующего пня» (лат.).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|