|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 635
** Хилъдуин (ум. ок. 840) — аббат монастыря Сен-Дени около Парижа, ученый клирик,
ученик Алкуина, возглавлявшего Академию при дворе Карла Великого. Составил житие св.
Дионисия где утверждал тождественность его с Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Эта точка
зрения была опровергнута только Лоренцо Виллой.
*** Фома Галльский (ум. в 1226/1246) — приор, а с 1226 г. аббат Верчелли. С его именем
связано возрастание влияния на ученую аудиторию произведений Псевдо-Дионисия
Ареопагита. Он был комментатором всех его трактатов. Песни песней и др. Пытался
соединить мистическую теологию викторинцев (теологов Сен-Викторско-го аббатства),
основанную на доктринах Августина и Боэция, с мистической теологией Псевдо-Дионисия.
**** См.: Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. Богословские и аскетические
трактаты. М., 1993. О нем см.: Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений
прел. Максима Исповедника. Киев, 1917; Сидоров А. И. Некоторые замечания к биографии
Максима Исповедника // Византийский временник. 1986. Т. 47; Флоровский Г. В.
Византийские Отцы V — VIII веков.
С. 66. * Сколии, или комментарии, Максима Исповедника вместе с его предисловием
помещены в издании: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом
богословии. Спб., 1994. Это первое на русском языке издание, которое представило
Дионисия в том виде, в каком его знало средневековье.
С. 68. * Термин «обожение» — один из главных в «Аналитическом словаре исихастской
Антропологии», составленном С. С. Хоружим (см.: Синергия. Проблемы аскетики и мистики
православия. М., 1995). В числе предшественников идеи обожения названы Афанасий
Александрийский, Ириней Лионский, Макарий Александрийский и Максим Исповедник.
** Иоанн Филопон (Трудолюбивый) (конец V—VI) — епископ Александрийский. Помимо
упоминаемых Э. Жильсоном трактата «О душе» и комментариев к «Физике» Аристотеля
написал: «О творении мира», «Устроитель, или О единстве», «О воскресении», «О вечно-
Примечани
610
«христианские основания» (Тертуллиан. О воскресении тиютк//Тертуллиан. Избр. соч. С. 191,
195). Более того, он убежден, что «лишив рассуждение преимуществ логического порядка и
сверх того отяготив его сомнениями.... они, т.е. гностики, «понемногу направляют ум к
другому Божеству, поколебав и исказив нашу надежду» (Там же. С. 189). Подобное состояние
логических дел он объясняет тем, что «многие необразованны, многие сомневаются в своей
вере и еще больше простаков, которых надо научить, поправить и укрепить» (Там же. С. 190).
**** К сожалению, Э. Жильсон не назвал источника, из которого он взял эти парадоксы. В
таком же виде они переданы Г. Г. Майоровым (Майоров Г. Г. Формирование средневековой
философии. Латинская патристика. С. 113) и А. А. Столяровым в его переводе трактата «О
плоти Христа» (Тертуллиан. Избр. соч. С. 166). Но эти иследователи тоже не указали
источника такой версии парадоксов. Осведомляя читателей о важнейших
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|