|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 628
ему соединить Римскую империю в целостный организм. Погиб в Мёзии в борьбе против
вторгшихся готов.
** См.: Ориген. Против Целься. Кн. 1—4 / Перев. с греч. Л. Писарева. М., 1996; Ориген. О
началах. Самара, 1993. См. также: Ориген. О молитве; Увещание к мученичеству. СПб., 1897
(репринтное издание: СПб., 1992); Ориген. Увещание к мученичеству; Наставление о молитве
(из трактата «О молитве»); Толкование на молитву «Отче наш» (из трактата «О молитве»); О
свободе воли (из трактата «О началах»); О Священном Писании (из трактата «О началах»);
Письмо к св. Григорию Чудотворцу // Отцы и учители Церкви III века, Антология. Т. П.
*** Руфин Тиранний (Руфин из Аквилеи) (345—410) — христианский теолог, писатель,
переводчик. —Прим. перев.
**** Сходные мысли Ориген высказал в кн. 3, XVIII и XLVI: «В нашем учении есть такие
истины, которые людям, умудренным в христианстве, открыты благодатью, как выражается
Павел, — через посредство Духа, в слове премудрости и согласно с Духом в слове знания (1
Кор. 12, 8)» {Ориген. Против Целься. С. 200); «И когда Павел перечисляет от Бога посылаемые
благодатные дары, то на первом месте поставляет слово
мудрости, на втором — слово знания, обозначая этим ту мысль, что последнее следует за
первым и уже после того и другого — на третьем месте поставляет веру (1 Кор. 12,8—9)»
(Там же. С. 227)
С. 43. * Здесь необходимо напомнить даты жизни Оригена (ок. 185 — 253/254) и Плотина (ок
204/205 — 269/270). Сравнение Оригена с неоплатониками довольно часто (чуть ниже об этом
говорит и Жильсон). Однако Плотин, как видим родился двумя десятками лет позже
Оригена. Последний начал писать «О началах», когда ему было немногим более 40 лет и за
его плечами было уже 25 лет неутомимых занятий Священным Писанием, к книгам которого
он составил комментарии. Евсевий перечисляет их в таком порядке: Комментарий к
Евангелию от Иоанна, Комментарии к Книге Бытия. В 9-й книге этих Комментариев он
вспоминает, что в Александрии он написал также Комментарии к Псалмам, к Плачу
Иеремии и книгу «О воскресении». «Книгу «О началах» он написал до своего переселения из
Александрии», как и другую, под заглавием «Строматы» {Евсевий Памфил. Церковная
история. С. 221). У Аммония Ориген-христианин учился в 209 г., Плотин был учеником
Аммония 11 лет, примерно с 235 по 246 г., когда Ориген уже писал «О началах». Если здесь и
возможны влияния, то скорее Оригена на Плотина. На деле же Оригена-христианина часто
путают с Ориге-ном-платоником. Об этом см.: Weber K.-O. Origenes der Neuplatoniker.
Versuch einer Interpretation (mit Ausgabe der Fragmente). Miinchen, 1962; ДиллонДж. Средние
платоники. СПб., 2002. С. 366—367.
** «по мере и по числу» (лат.). —Прим. перев.
С. 46. * Арий (256 — 336) — знаменитый ересиарх; был пресвитером александрийской
церкви; впервые сформулировал свое учение в 318 г., когда начался его спор с Афанасием
Великим о сущности Бога Сына и о подобии его с Богом Отцом. Признать Бога Сына частью
единосущного значило для Ария считать Бога Отца сложным, разделяемым и изменяемым,
что невозможно. Бога Сына он считал не единосущным Богу Отцу, а подобносущим. Среди
его сторонников был Евсевий Кесарийский (Памфил). Никейский собор 325 г. осудил
арианство. Однако вскоре оно восторжествовало, собор в Тире 336 г. низложил Афанасия
Великого. Арий должен был вновь вернуться в лоно церкви, но
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|