|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 622
ниже приводится Э. Жильсоном в переводе Э. Пюша. Кроме отрывков, упомянутых
Евсевием, как сообщается в книге «Ранние отцы Церкви», сейчас известны еще два
произведения Мелитона. В 1940 г. был открыт греческий кодекс IV века с почти полным
текстом проповеди, которую Боннер, обнаруживший его, назвал «Проповедью в Страстную
Пятницу» (Воппег С. The Homily on the Passion by Melito, Bishop of Sardis. L., 1940), a
французский издатель — «О Пасхе» (Perler О. Meliton de Sardes. Sur la Paque. P., 1966).
Проповедь свидетельствует о христоцентричности концепции Мелитона. Христа он именует
Богом, Лотосом, первородным Бога, Господом, Царем Израиля, Сыном и даже Отцом. В 1972
г. бельгийский иезуит о. Михаил ван Есбрук в библиотеке Тбилиси обнаружил манускрипт с
12 столбцами перевода на грузинский язык проповеди «О Душе и Теле и Страстях
Господних» (Esbroeck Michel van. Nouveaux fragments de Meliton de Sardes. Bruxelles, 1972).
Значительная часть этого фрагмента опубликована в книге «Ранние отцы Церкви» (с. 527 —
538) в переводе на русский язык.
С. 22. * Сикофант — доносчик. Первоначально: тот, кто следил за тем, чтобы не нарушался
запрет на вывоз фиг. С V века до н. э. в Афинах сикофантами называли тех, кто с целью
наживы возводил клевету или ложное обвинение на граждан.
** Повествование о состоянии новой философии (как Юстин и Татиан, Мелитон употребляет
этот термин для именования христианского мировоззрения) свидетельствует скорее не о
небрежности употребления термина «философия» вместо термина «религия», а об их
тождестве для христианских мыслителей этого времени и говорит в пользу представления о
разуме как верующем разуме. Помимо отрывков из «Апологии» Евсевий приводит фрагмент
из мелитоновых «Эклог», где он перечисляет общепризнанные книги Ветхого завета: «Бытие,
Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисус Навив, Судьи, Руфь, четыре книги Царств; две
Паралипоменон, Псалмы Давида, Притчи Соломоновы, или книга Премудрости, Екклезиаст,
Песнь песней, Иов; пророки: Исайя, Иеремия и двенадцать в одной книге; Да-
601
Примечани
шил, Иезекииль, Ездра. Из них я и сделал выборки, разделив их на шесть книг» (Евсевий
Пам-фил. Церковная история. С. 154).
*** См.: Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1906 (репринтное
изд.: Блаженный Августин. О граде Божием. Т. 1 — 4. М., 1994); Блаженный Августин.
Творения. Т. 3—4. СПб. — Киев, 1998 (текст «О Граде Божием», как и другие тексты
Августина, помещенные в этом издании, печатаются в современной редакции старого
перевода).
**** Имеется в виду Священная Римская империя, основателем которой считается Карл
Великий и которая под этим именем была воссоздана Отгоном Великим и существовала с
962 г. до конца XV века, когда она стала называться Священной Римской империей
германской нации, первоначально включая в себя Северную и Среднюю Италию (вместе с
Римом), Чехию, Нидерланды и др. В 1648 г. имперские территории стали в соответствии с
Вестфальским миром конгломератом независимых государств. Однако окончательно
империя была ликвидирована лишь в ходе наполеоновских войн.
***** Геннадий Массилийский (V век) — пресвитер, видный представитель семипелагианства,
перу которого принадлежат «Послание о вере» («Epistola de fide»),
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|