|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 618
видений, заповедей, подобий. Их главным «персонажем» является книга или слово,
окруженные соответствующей атрибутикой: им подобают кафедры, определенная
интонация, жесты и положения. Многочисленные подробности видений, сохранение в них
прямой диалогизирую-щей речи сообщают им достоверность наивысшей реальности. Ерма
в видениях предстает человеком, страдающим от малейшей неправды, устрашенным ее
ничтожностью, способной, однако, перерешить его судьбу целиком и полностью.
Нравственная простота души осмысляется им как принадлежность верующего, именно она
становится предметом его мысли. В одном из видений мир представляется как храм, у
подножия которого человек очищается от грехов. Сам храм представлен через систему
аллегорий, метафор, аналогий: храм — это каменная башня; камни — люди; квадратные и
белые камни — апостолы и епископы; камни, извлекаемые из глубины, —
Примечания 598
мученики; камни, рассекаемые и отброшенные — притворно верующие и пр. Женщины,
окружающие башню, — Вера, Воздержание, Простота, Невинность, Скромность, Знание,
Любовь. Они обладают одинаковой силой и представляют этические императивы.
**** из ничего (лат.).
***** О Юстине (Иустине) см.: Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988; Майоров Г. Г.
Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979; Амман А. Путь
отцов. Краткое введение в пастристику. М., 1994; Неретина С. С. Верующий разум. К истории
средневековой философии. Архангельск, 1995; Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице //
Болотов В. В. Собр. церковно-исторических трудов: В 8 т. Т. 1. М., 1999.
****** Обе «Апологии» Юстина опубликованы в кн.: Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988.
См. также: Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеанином о истине христианского
закона. Пер. с греч. Иринея, архиепископа Тверского и Кашинского. СПб., 1797 (репринтное
изд.: Коломна, 1995); Сочинения св. Иустина, философа и мученика. М.,
1863.
С. 15. * См.: Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеанином об истине
христианского закона. С. 11.
** Там же. С. 25.
*** Ср.: «Мы научены, что Христос есть перворожденный Бога, и мы выше объявили, что Он
есть Слово, коему причастен весь род человеческий» {Иустин Философ. Апология I // Ранние
отцы церкви. С. 316).
**** Ср.: «По причине семени Слова, насажденного в роде человеческом» (Там же. С.
353).
С. 16. * Ср.: «Итак, все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам»
{Иустин Философ. Апология II // Ранние отцы Церкви. С. 359).
** Это высказывание Э. Жильсона как нельзя лучше обнаруживает его отношение к
философии, чьи определения якобы идентичны во все времена. Однако во II веке в
христианской среде происходит переопределение понятия философии, изменение самого
стиля философствования. Излагая доктрину какого-либо философа, многие современные
историки философии, в число которых входит и Э. Жильсон, пытаются подойти к ней
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|