|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 615
исчерпывающей информации, которые представлены в трудах Альберта Великого, где из
массы собранных фактов непосредственно рождается мистика, — это уже характеристики
Германии. Наконец, Франция выходит из средневековья созданной по образу и подобию
схоластики, избранной землею которой она стала. В XIII веке из Парижа — матери
европейских университетов — Франция распространяет по всему миру общую истину,
которая обосновывает и определяет христианство; Франция уже навеки прониклась
мессианской мечтой о человечестве, организованном и сохраняемом благодаря чисто
умопостигаемым связям единой истины. Даже до сегодняшнего дня она сохранила от
средних веков глубокое убеждение в том, что всяка
577
3. Итоги средневековой мысли
социальная система базируется на системе идей. Как партийная доктрина есть само единство
партии, так единство всех людей может установиться только благодаря согласию всех умов.
Давняя мечта о Парижском университете, который прежде был университетом Церкви, до
сих пор гнездится в сознании каждого француза: мыслить истинное для всего человечества,
формирующегося при том единственном ограничении, которое накладывает на него
принятие истинного. Отсюда, кстати, наша прирожденная склонность к абстракции, к
априорным
рассуждениям, к логической ясности и наша привычка, весьма удивительная для
англосаксонских умов, управлять своим поведением на основе абстрактных принципов,
вместо того чтобы подчиняться требованиям фактов. Для любой западной мысли
игнорировать собственное средневековье — значит игнорировать самоё себя. Мало сказать,
что XIII век пребывает перед нами: он — в нас, и мы не избавимся от нашей истории, отрицая
ее, как человек не может быть отделен от предшествующих лет своей жизни, забывая свое
прошлое.
Часть 34 Примечания
ПРИМЕЧАНИЯ
Примечания к книге Этьена Жильсона составлены с целью не только дать краткие
персоналии и пояснения терминов, но и обратить внимание читателя на особенности
философствования тех или иных мыслителей средневековья, которые по тем или иным
причинам остались вне поля зрения Жильсона. Это позволит взглянуть на занимавшие
философов того времени проблемы с разных позиций и создаст возможности для
сопоставлений путей их анализа.
Необходимо было также дать сведения об имеющихся переводах средневековых трактатов и
литературе на русском языке. Список литературы не претендует на полноту, поскольку
многие указываемые издания сопровождаются обширной библиографией. Однако мы
старались дать широкий спектр изданий последних двух веков чтобы прояснить пути, по
которым развивалась отечественная философия «в поисках утраченного средневековья».
Читатель обнаружит, что наибольшее число переводов возникло на рубеже XIX — XX веков,
когда российская философская мысль в поисках всеединства исследовала в том числе и
католическую традицию. К тому же святоотеческая литература появилась до разделения
церквей, чем также можно объяснить значительный массив переводов ее на русский язык.
Сформировалась блестящая школа медиевистов во главе с И. М. Гревсом,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|