|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 611
3. Итоги средневековой мысли
да речь идет о западной философии средних веков. Если в наши дни рефлексия философа не
может не оказывать воздействия на самые общие результаты исторических и социальных
наук, в средние века она не могла воздействовать на что-либо иное, кроме Откровения,
окончательным выражением которого является догмат. Непосредственно данный мир, чем
сегодня является для нас мир науки, тогда был миром веры. Вселенная представала как
творение единого Бога в трех Лицах. Иисус Христос, Сын Божий, рожденный и не
сотворенный, единосущный Отцу, воплотился и стал человеком, чтобы спасти нас от греха
Адама. Со своей стороны, падший человек должен быть соратником в деле спасения,
подчиняться заповедям Божьим и Церкви Божьей, чтобы избежать вечной погибели и вечно
наслаждаться небесным счастьем, приготовленным для избранных. Эта широкая
перспектива, обогащенная и уточненная кропотливым трудом святых отцов, в средние века
влагалась во все умы. Следовательно, в ту эпоху реальность непосредственно воспринималась
и мыслилась как религиозная. То, что следовало понимать и объяснять, — как видимое, так и
невидимое, — это решения соборов относительно мира, человека и их судеб; именно это —
важный и решающий факт, если мы хотим объяснить религиозный характер великих
средневековых систем.
Но в то же самое время, когда одним из наиболее существенных аспектов средневековой
мысли было ее погружение в самое себя, существовал и другой аспект, которым она
обращена к нам.
Как только спрашиваешь себя, в каких областях и до каких пределов средние века
подготовили будущее, куда входит и наше настоящее, то сознательно выходишь за рамки
чистой истории. Тогда суждения, которые мы выносим о настоящем, как бы возвращаются
обратно в прошлое: так, два свидетеля, признающие одни и те же факты, оценят влияние,
которое может оказать некий мыслитель XIII века на умы нашего времени, по-
разному: один — как превосходное, а другой — как пагубное. Поэтому средние века остаются
для нас как бы знаком противоречия. Объект признательного восхищения, доводимого кое-
кем до культа, одновременно является объектом искреннего негодования, которое
выражается в газетах, на предвыборных собраниях и в программах некоторых политических
партий. Такая ситуация не является специфически французской. «Dark Ages» см. «Middle
Age»* — написано в англоязычных словарях; если кого-то характеризуют словом «dunce»**, это
значит «dull-witted person»***, иначе говоря, «тупая голова», как Дуне Скот. Ни в ком ни на
минуту не возникает желания ликвидировать это неблагозвучие и разлад, но сам факт их
существования доказывает, что мы еще связаны со средними веками довольно прочными
узами. Подобным образом не ссорятся относительно хеттов. Ясно, что XIII век — это еще
живое прошлое.
Прежде всего это в полной мере относится к территориям, где продолжает жить
католицизм. Сказать, что современный человек сразу попадает во вселенную науки, верно
всегда, но зачастую в разных смыслах. Научное видение мира, к которому сейчас школа
приучает ребенка во всех цивилизованных странах, не устраняет его религиозного видения,
когда-то заложенного в церквах средневековья. Эти два подхода в некоторых умах могут
противостоять друг другу, а в некоторых других согласовываться, тем более что проблемы,
которые ставит наука, — не те проблемы, которые решает религия. Как бы то ни было,
существование католической церкви и ее широкое распространение в мире является фактом,
и везде, где наличествует католицизм, теологические учения святых отцов, в том числе
средневековья, присутствуют и действуют, являясь правилами
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|