|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 602
приемы красноречия, что он пользуется ими, дабы говорить с гуманистами на их
собственном языке. Укажем еще на удаль и отвагу некоторых пассажей в «Трактате против
Романа о росе» (1402), на диалог «Какого Сократа вводит и постигает Платон» («Qualem Plato
Socratem introducens tenuit»), «Сборник молитв «Славься****** («Collectorium super
Magnificat», 1426-1427) или даже на умение создать своего рода теологический противовес
«Утешению философией» Боэция в «Утешении теологией» (1418), где сохранены все метры,
которыми пользовался Боэций. Это — маленький метрический подвиг; сколько же тех, кто
исключает Жерсона из истории гуманизма, были бы способны в наше время повторить этот
подвиг? Но у Жерсона речь идет не о литературном вкусе — для него это все еще проблема
вероучения. Как и у всякой научной дисциплины, у теологии есть свой «modus
significandi******* или, скорее, — поскольку она есть царица наук, — теология может
использовать modi significandi всех наук, лишь бы она обращала их к своей собственной
цели, которая заключается в
565
2. Возвращение литературы во Франции
убеждении душ в истинности Священного Писания. А убеждение исходит преимущественно
из красноречия и настоятельно требует его, поэтому долг представителя понимаемой таким
образом теологии — быть красноречивым.
Итак, не нужно удивляться наличию в ту эпоху во французских кругах теологов, чья манера
толковать свою науку побуждает развивать красноречие и читать древних авторов, о которых
они учат. Один из них, Никола де Клеманж (Clemangis, Clamanges, ум. в 1437)* даже прямо
требовал почестей за то, что возглавил это движение. Учась в Парижском университете, в
коллеже св. Жене-вьевы, лиценциат искусств, удостоенный этой степени в апреле 1380 г., он
получает затем степень бакалавра теологии, но по сугубо личным причинам, связанным с его
весьма углубленной религиозной жизнью, не стремится к докторской степени. 16 ноября
1397 г. папа Бенедикт XIII пригласил Кле-манжа в Авиньон на должность скриптора. Когда
он принял это предложение, ему было около 42 лет. Пребывание в Авиньоне (длившееся
десять лет) наступило слишком поздно, чтобы повлиять на литературные пристрастия
Клеманжа, — скорее, оно сказалось на его заботе о стиле. Один инцидент, который
произошел как раз в то самое время, проливает свет на этот вопрос и еще на один, даже
более важный.
В одном из своих «старческих писем» Петрарка утверждает, что бесполезно искать поэтов и
ораторов за пределами Италии («oratores et poetae extra Italiam non quaerantur»). Кардинал
Галеотто ди Пьетра-мала процитировал этот текст в письме Кле-манжу, а последний
познакомил с ним Жана де Монтрея (ок. 1354-1418), который энергично запротестовал
против такого утверждения. Но Клеманж сам ответил Петрарке, ибо он глубоко восхищался
им и теперь почувствовал себя ущемленным. По сути Петрарка лишь утверждал, что
ораторское искусство и поэзию преподают в Италии больше, чем в других странах; но
Клеманж пишет: «Я отвечаю, что и в других странах этому уделяется много времени. Я сам
видел, как преподают риторику Цицерона в Парижском университете: часто на публичных
лекциях и так же нередко — во время частных уроков (Vidi ego in studio Parisiaco saepe
Tullianam publice legi Rhetoricam, saepe etiam privatim), иногда также преподают риторику
Аристотеля (nonnunquam etiam Aristotelicam) и самых крупных и лучших поэтов — Вергилия
и Теренция (poetaeque summi et optimi Virgilius atque Terentius illic etiam saepe leguntur)». Эти
слова полностью подтверждают сказанное в 1375 г. Петром из Альи,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|