|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 598
философией. Тот, кто изучил метафизику, всегда будет говорить о точках и линиях в
теологии». Помимо этого, вспомним «диких животных», на которых жало
561
2. Возвращение литературы во Франции
вился Альберт Великий, и тогда мы согласимся с точным заключением П. Мандонне
относительно общепринятой в схоластической философии линии поведения: «Поэтому
люди из монастырей и теологи вообще будут сохранять решительную оппозицию и едва ли
способны сложить оружие в течение столетия. Единственным исключением будет особая
среда школ народных искусств, особенно в Париже, и философско-теологичес-кая школа,
основанная Альбертом Великим и Фомой Аквинским; то есть среда интенсивной
рационалистической культуры займет явно благожелательную позицию, однако со
значительными ограничениями для упомянутых здесь заведений и, может быть, для
большинства других».
Столь активная в тот самый момент, когда новые теологические направления с триумфом
побеждали в Париже, эта оппозиция не должна была разоружиться в течение XIV века.
Вентурин из Бергамо, друг Таулера, писал одному доминиканцу из монастыря в Страсбурге:
«Хлеб и вино — это теология; твой орден, пренебрегающий ею и без всякой пользы
занимающийся философией, — это камень». Так же мыслил голландец Гер-рит Гроот (Groot,
Gerardus Magnus, 1340— 1384); вспоминая Парижский университет, где он слушал Буридана
и Орома, Гроот остерегался магистров искусств. Он был решительным сторонником старых
преподавателей (antiqui) в противовес «novi et moderni doctores». Молодому человеку,
спрашивавшему Гроота, стоит ли ему ехать учиться в Париж, он отвечал, что там этот
человек рискует утратить веру и нравственность — и ради чего? Вообразите, что Парижский
университет посетили Тит Ливии, Цицерон, Сенека или Плиний: поняли бы они латынь, на
которой там говорят? Париж потерян для философии; оттуда по всему миру
распространяются ереси, и зло достигло там таких размеров, что невозможно ожидать
излечения от реформы, организованной внутри университета, — но только вне его. В
духовных резолюциях Гроота легко увидеть, каким
духом вдохновлялся он сам: беречь веру Церкви во Христа, веровать в Священное Писание в
том виде, в котором его истолковали древние отцы, жить согласно Евангелию в целомудрии
и бедности, не тратить свое время на геометрию, арифметику, риторику, диалектику,
грамматику, поэзию и астрологию; короче говоря, избегать всех наук, помимо морали, к
которой самые мудрые из древних, Сократ и Платон, по сути привели философию. И еще:
не изучать никаких наук, приносящих прибыль, таких, как медицина, гражданское и
каноническое право; учась, никогда не добиваться ученой степени в теологии («item nunquam
studetis ad capiendum gradum in theologia»); знать, что корень нашего учения — это прежде
всего Евангелие Христа и что это — зеркало нашей жизни, «quia ibi est vita Christi»*; затем
изучать Жития отцов-пустынников, Послания Павла и других канонических апостолов и
Деяния апостолов; потом — книги о набожности, такие, как «Беседы с самим собой»
(«Soliloques») Августина и различные трактаты св. Бернарда или представителей его школы;
наконец, Ветхий Завет, причем его исторические книги нужно читать только после книг
учительных. Короче, это типичный случай «de reductione omnium ad vitam monasticam»**, и
если бы данная программа не благоприятствовала изучению классики, она была бы в высшей
степени разрушительной для схоластической культуры, причиной ее изгнания и главным
препятствием к ее возвращению.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|