|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 595
lubricas»), не нужно обманываться относительно смысла слов: «современность» — это
схоласты, философы и теологи.
Таким образом, мы видим, что в Италии с конца XIV века сложилась группа образованных
людей, которые требовали совершенно иной культуры, нежели культура парижских школ.
Сам Петрарка был клириком, и он среди этих друзей изящной словесности встречал не
одного монаха, но ни Боккаччо, ни Салутати, ни Бруни не были церковными людьми. Ни
один из тех, о ком мы рассказывали, кажется, не строил ни малейших замыслов против
христианской религии: Салутати был очень набожным человеком, Бруни—явно менее
набожным, и если даже можно предположить, что среди них были
настоящие язычники, которых осторожность принуждала к молчанию, подобное
ние не оставило никаких следов. Говорит здесь о группе можно только в весьма при
близительном смысле. Утомленные диалектической теологией в учебных заведениях или
просто чуждые ее влиянию, все эти люди выработали идею культуры, по своему су. ществу
литературной и философской, основанной на наследии ораторов, поэтов и философов
античности, не исключая Аристотеля, но связывая ее с Платоном. Все они обладали живым
чувством красоты в искусстве письма, сохраняя при этом большую свободу в применении
правил, которые они создали, стремясь приблизиться к классическим образцам. Их
искусство — в сущности искусство подражания. Чтобы отметить исключительное положение
Петрарки в этой группе, надо сказать, что в красноречии он равнялся Цицерону, а в
совершенстве — Вергилию. Сказать так — значит сказать многое, и это вовсе не
предполагает, что подобное о нем говорили или говорили ему самому; но это указывает на
правило, или мерило, которым все измерялось в мире, называвшемся «nostra studia».
Единодушную относительно великолепия классиков группу глубоко разделяли ссоры между
почитателями «древности» и сторонниками «современности». Ибо нельзя забывать, что
быстрое развитие в Италии классических исследований относилось к литературе на
народном языке — обстоятельство, которого опасались как фатального. Наряду с
классицизмом людей благородного происхождения, таких, как Боккаччо и Салутати, не
считавших, что восхищение Вергилием заставляет презирать Данте и Петрарку, появился
классицизм эрудитов, а вскоре — и педантов, для которых все написанное не на латыни и не
на греческом не заслуживало ни написания, ни чтения. Франческо Ринуччини (Rinuccmi,
1350—1407) в своем сочинении «Инвектива против клеветников на Данте, на мессира
Франческо Петрарку и мессира Джованни Боккаччо» протестует против тех, кто пазы
559
1 Возвращение литературы в Италии
вает произведение Петрарки «О прославленных мужах» («De viris illustribus»)
произведением «постного арлекина» и говорит, что Данте хорош для сапожников. Особенно
Ри-нуччини жалуется на некоторых приверженцев грамматики, использующих ее для
устранения всех других свободных искусств, рискуя потерять и самое ценное в самой
грамматике. Эти болтуны занимаются поисками того, сколько дифтонгов было у древних, и
задаются вопросом, почему в итальянском языке их только два. Кажется, их интересуют
только книги Тита Ливия, причем те, которые мы утратили. Впрочем, это прекрасная тема
для литературных дискуссий, особенно если в «Диалогах с Петром Гиструмом» («Dialogi ad
Petrum Histrum») Леонардо Бру-ни мы увидим, что Никколо Никколи последовательно
поддерживает оба противоположных тезиса. Поскольку все эти
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|