|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 592
следует запомнить, — она встречается у многих других, помимо Доминичи, — если есть
желание понять одну из глубоких причин — причем, несомненно, самую основательную —
враждебность к монахам,
характерную для произведений XVI века. Совершенно очевидно, что, отождествляя
христианскую жизнь с жизнью монашеской, понимаемой в ее самой суровой форме,
некоторые средневековые теологи стали в оппозицию к святой культуре, причем в такой
исторической точке, когда становилось ясно, что одно будет убито другим. Эразм и Рабле
часто бывали жестоки в своей победе, но нельзя отрицать, что само существование ученых
занятий, которые они любили, не было ставкой в борьбе, только что ими выигранной.
Напротив, отвечая Доминичи, стареющий Салутати ни на мгновение не оставлял твердого,
почтительного и печального тона, который он избрал для этих контроверз. Он помнил, что
Доминичи — священник и монах, и сам не менее своего противника ненавидел заблуждения
Платона, Аристотеля и ядовитого Аверроэса. «Ничто меня не влечет, — говорил он, — кроме
одного Иисуса Христа, и притом Иисуса Христа, распятого ради спасения верующих»*****.
Однако древние отцы Церкви спасены, и если вера в Священное Писание происходит от
науки, то интерпретация Писания должна быть сильно расширена. «Я знаю, — продолжал
Салутати, — что само слово «поэзия» настолько ненавистно монахам, что представляется им
безбожием и даже святотатством». Но он вспоминает Песнь Моисея, Псалмы Давида и Песнь
Песней. Ему приходят на память даже слова самого Христа: «Иисус же, обратившись к ним,
сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо
приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы не-родившие, и сосцы
непитавшие!» Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» Ибо
если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23:28—31) Поэзия
Господа нашего Иисуса Христа, поэзия самого Бога — вот прибежище, где стареющий
Салутати укрыл свою уверенность. Ни разу не отказался он назвать Доминичи «venerabilis mi
Joannes»******. Ему, несомненно, не понра-
Глава X. Возвращение светской лит-ры и итоги философии средних веков 556
вилось бы, если бы мы разговаривали со своим противником иначе, — и он прав.
Петрарка умер в 1374 г.; Салутати умирает в 1406-м, но к этому времени окончательная
победа изящной словесности была уже обеспечена и не счесть было ее защитников.
Достаточно прочитать «Рай Альберти» («II paradiso degli Alberti»), чтобы в этом убедиться.
Кто бы ни был его автором, Джованни да Прато или кто-то другой, описываемое им
флорентийское общество 1380—1400 гг. наполнено писателями и художниками, которые
живут духом античности. Там находится и Салутати, любимый и уважаемый всеми, стилист
и мыслитель, чьи трактаты «О нашем времени и религии» («De saeculo et religione») и «О
роке и судьбе» («De fato et fortuna») доказывают, что этот литератор в теологической
дискуссии мог превзойти кого угодно. Слепой органист Франческо дельи Органи, иначе
называемый Франческо Лан-дини (Landini, 1325—1397), написал курьезную латинскую
поэму, опубликованную Ве-селовским*, где Оккам энергично обороняется от невежд,
которые нападают на него во имя Цицерона и Сенеки, как будто Сенека и Цицерон когда-
нибудь мечтали проклясть диалектику — царицу всех искусств! Не только музыкант, но и
теоретик музыки, Лан-дини представляет здесь культуру свободных искусств. Возле него—
теолог Луиджи Мар-сили (ум. в 1394), которого Петрарка просил, кстати сказать, напрасно,
написать опровержение на этого взбесившегося пса — Аверроэса. Марсили — большой
любитель поговорить, способный часами проповедовать или просто разговаривать в церкви
Святого Духа во Флоренции или у своих друзей, дословно цитируя Цицерона, Вергилия,
Сенеку и многих других. В
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|