|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 591
ными поэтами, ни даже с отцами Церкви («поп decet tamen ipsos priscis vel mediis
dictatoribus comparare»*****): после эпохи отцов красноречие выродилось, и «medii dictatores»
по своему стилю стали еще дальше от древних, чем были их коллеги в свое время (1,9). Но
итальянское красноречие компенсирует упадок красноречия латинского. Есть Боккаччо, есть
Петрарка и прежде всего есть Данте, этот великий поэт, с которым никто другой не
сравнится ни в науке, ни в поэтической гениальности, причем не только среди
современников, но и среди людей античности.
К концу XIV века теологическая оппозиция изящной литературе в Италии ясно проявляется
в книге «Ночная роща» («Lucula noctis») доминиканца Джованни Домини-чи* *****. Автор —
авторитетный проповедник и даже профессор теологии, но он, будучи во Флоренции,
удовлетворяется комментированием Ветхого Завета и Посланий св. Павла. Его «Lucula noctis»
написана на чистой схоластической латыни в форме обширного «Quaestio disputata»: в
первых двенадцати главах высказываются различные возражения, в главах 13—17 даются
решения, а главы 18—42 содержат ответы на возражения. Нет ничего более ясного и
простого, чем позиция автора. Это позиция монаха, который не знает других проблем,
кроме проблемы спасения. Все, что не является необходимым для спасения, составляет
препятствие для него: если X не необходим для спасения, значит X — препятствие для него. В
самом деле, каждое существо стремится к своей конечной цели и к своему счастью, но
большая часть людей ошибается в выборе пути, тогда как христианин идет по верному пути
прямо, направляемый любовью. Таким образом, христианская жизнь совершенна: «vita
Christianorum est vita perfecta»; то, что воспринимается извне, может лишь разрушить
совершенство, а поскольку сочинения язычников как раз обладают этим свойством, то нужно
запретить их чтение. Ничто так не возмущает Доминичи, как вид детей или
555
1. Возвращение литературы в Италии
молодых людей, читающих «Цицерона и Вергилия, Гомера, Аристотеля и Сенеку, — они
просят у них хлеба и остаются с пустыми руками». Неудивительно, что Доминичи
смешивает поэтов и философов: он знает только две категории людей — христианин и
язычник: «Jam hie dico philosophiam, seu saeculares litteras voco, quas Ethnici sive saeculares
homines ut communiter invenisse creduntur»*. Его глобальная оппозиция к язычеству и
одновременно — к ораторам и поэтам доходит даже до схоластической теологии. Что до
него самого, то собственная «prima philosophia» Доминичи, которую он спокойно называет
«philosophia catholica», попросту извлечена из Библии. Несомненно, пример «De doctrina
Christiana» Августина показывает, что нужно писать книги, необходимые для объяснения
Священного Писания, но к тому времени их уже написали и теперь нужно только их читать.
В нашем распоряжении находятся сочинения Боэция, Исидора**, Рихарда Сен-Викторского,
Альберта Великого, Фомы Аквинского, Барто-ломео Английского и огромный «Speculum»
Винцента из Бове. Что же нам еще нужно? Будем читать эти книги, но сперва прочтем
Библию, вспоминая известный стих: «latet anguis in herba»***. Итак, Доминичи цитирует
Вергилия только для того, чтобы предупредить нас, что Змей прячется в траве св. Фомы
Аквинского. Ясно видно, что это простой человек, мечтающий о мире, где вера будет
наконец царить во всех душах, и потому не будет необходимости ни в поэзии, ни в
красноречии; тогда нужно будет оставить лишь некоторые части свободных искусств, а все
остальное спокойно уничтожить: «reliqua omnis philosophia esset delenda»****. Враждебность
Доминичи к литературе и знанию носила по самому своему существу монастырский и
монашеский характер. Эту ее черту
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|