|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 589
deorum gentilium»)**. В этой части трактата, написанной после 1366 г. Боккаччо сравнивает
Писание с поэзией не только потому, что оно пользуется образами, метафорами и
притчами, которые являются способами поэтического выражения, но потому, что оно
постоянно скрывает свой глубокий смысл под буквальным значением текста. Так что
Священное Писание также является «поэтической фикцией». «Религиозные лицемеры»,
осуждающие классическую поэзию как противоречащую религии, не понимают, что поэзия
— это тоже знание, познание, истина. Рожденную Моисеем, ее постоянно применял в своем
Евангелии Иисус Христос. Верно, что классические поэты нередко лгали; но это было не по
желанию, а по незнанию. Являлось ли их грехом то, что они не восприняли откровения
Христа? Та же тема была во всей полноте отражена в «Переписке» друга и почитателя
Боккаччо и Петрарки — канцлера Флоренции Колуччо Салутати (1330—1406)***. В 1378 г. ему
пришлось в первый раз защищать Вергилия от нападок своего болонского друга Дзонарини,
который считал всех древних поэтов лжецами. Если мы отказываемся читать Вергилия,
потому что он был язычником, замечает Салутати, то почему мы читаем Аристотеля? Сам
он, впрочем, уверен, что все отцы Церкви были вскормлены классикой. Источником их
красноречия был Цицерон, и они это признают: «Lege Augustinum De doctrina Christiana, ubi
rhetoricam attingere videtur; certe Ciceronicam traditionem apud tantum virum invenies
repetitam»****. В 1397 г. банда Карло Малатесты захватывает Ман-тую и сбрасывает в реку
Минчо статую Вергилия, поставленную его соотечественника
553
1. Возвращение литературы в Италии
ми. Пьетро Паоло Верджерио* написал протестующее письмо против этого акта
вандализма, и, со своей стороны, этим возмутился Салутати: в руках этого вояки, врага
изящных искусств, против Вергилия были все отцы Церкви — Иероним, Амвросий,
Августин, Григорий Великий, Бернард Клервос-кий. Но как же прочитают люди «О Граде
Божием», в частности первые книги, которые изобилуют цитатами из Вергилия, если они не
будут больше понимать поэтов? Это, впрочем, сказано чересчур — что их больше не
понимают. Многие авторитетные теологи вынуждены переводить для себя эти тексты с
помощью своих же юных учеников-грамматиков, из которых должны были вырасти
профессора. Наконец, если осудить поэзию, то придется осудить весь Ветхий Завет, ибо, хотя
метафоры поэтов скрывают за собой заблуждения, но метафоры Библии скрывают истину, и
во всех этих книгах используются метафоры, и все они в одинаковой степени —
произведения поэтов. Так что, если хочешь запретить поэзию, придется отказаться от
Священного Писания.
Главы соперничающих итальянских группировок, действовавших в XIV веке, по-видимому,
не договорились полюбовно на эту тему, так как после возмущения против насилия
Малатесты Салутати был вынужден защищать поэтов от другого солдата—Джо-ванни да
Самминиато. Верно, к этому моменту Джованни стал монахом. В письме от 15 сентября 1393
г. Салутати должен был даже успокаивать Джованни, который испытывал угрызения совести
в своем монастырском уединении. Он спрашивал себя, не случилось ли тогда, когда он еще
водил свои вооруженные банды по Ломбардии, что временами его воинские реквизиции
доходили до чего-то, граничащего с грабежом? Это зло всех времен, и Салутати приложил
все силы, чтобы умиротворить совесть своего друга. Несомненно, из благодарности несколько
лет спустя Джованни предупредил Салутати об опасности, которая грозила его душе из-за
частых посещений поэтов, писавших по
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|