|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 578
каждой кафедральной школе одним учителем, возможно — в одной школе для всей
Франции, а может быть, и в одной школе для всей Церкви; философам не должно быть более
позволено трактовать теологию, а теологам — без конца рассуждать перед любой толпой;
наконец, члены Ордена францисканцев и другие перестанут подниматься все вместе, едва
затронуто мнение одного из них. Не философы, а вера, надежда и любовь утешают сердца и
перевязывают раны Церкви. «Jesum imitari, imitandus est Jesus factus nobis a Deo sapientia»* —
вот францисканские темы, которые канцлер Парижского университета вводит в обиход и к
которым после него не перестанут возвращаться. В последние годы XIV века мощная
теологическая реформа, берущая начало из принципов XIII столетия, явно утратила
творческую силу. В далеком прошлом у его истоков стоит платоновское «Утешение
философией» Боэция; в 1418 г. «Утешение теологией» («Consolatio theologiae») Жерсона
знаменует ее конец.
Для того, кто смотрит на эту реформу с точки зрения чистой философии, положение
представляет собой совершенно другую картину. Направлениям, заданным в XIII веке,
продолжают следовать на протяжении всего XIV века — с разным успехом, но всегда не без
пользы. В мистике Экхарта раскрыты все следствия неоплатонических элементов учения
Альберта Великого, значительно усиленные влиянием Прокла; они же подготавливают
метафизику Николая Кузанского. Томизм сформировался в отдельную школу, Но уже из
того, как говорили о св. Фоме те, кто следовал ему в различных направлениях становилось
очевидным, что это учение занимает отныне свое отдельное место, которое оно, по мнению
Эразма, сохранит и в XVI веке, а с того времени — уже навсегда. Представляется совершенно
истинным факт, что из тех, кто в XIV веке был приверженцем томизма, никто в подлинном
смысле не продолжит учение основателя. Самое новое и глубокое в его мысли, скопившееся
в массе работ, сохранится в этой массе, отнюдь не продолжая творчество учителя. Напротив,
учение Дунса Скота, имеющее не столь давнее происхождение, предстает в состоянии
непрерывной ферментации, ставя новый опыт и строя метафизику сущностей и форм, не
питая иллюзий относительно своих возможностей соединиться с теологией, но
приверженцы этого направления убеждены в своей способности извлечь из первопринци-
пов разума все то, что только естественный свет может охватить с помощью концептов. Это
дело отдаленного будущего, если верно, что он продолжится в трудах Суареса, а может быть,
и Вольфа**, которым принадлежит сомнительная честь представлять метафизику перед
лицом Канта и погрузить последнего в тот догматический сон, от которого его пробудит Юм.
Так что Юм уже жил в XIV веке, или, по крайней мере, жил тот дух, которым вдохновлялась
его психологическая критика. Естественно, весьма неразумно без конца говорить о нем
применительно к средневековым теологам, творчество которых совершенно иное, нежели
его, но отказаться произнести это имя по поводу текстов Ок-кама, постоянно о нем
напоминающих, означало бы заблуждаться по поводу очевидных фактов. История должна
уметь в каждом случае выделять необходимые различия, не запрещая констатировать, что
перерабатываемые на протяжении веков человеческими доводами, структура которых
одинакова, одни и те же принципы порождают одни
543
7. Жан Жерсон и итоги XIVстолети
и те же выводы. Без сомнения, все эти однажды установленные расхождения между разными
доктринами, столь отличными от общепринятых мнений, показывают, что в них
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|