|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 576
Невозможно просветить таким ярким светом глубокого теологического разума столько
прославленных приверженцев номинализма. От Оккама они берут то, что действительно
являлось корнем всего его творчества, — его радикальную критику платонизма «натуральных
теологов», которые путали христианского Бога с Благом, понимаемым в той или иной
степени как природа, тогда как на самом деле Он прежде всего есть свободная воля. Все зло
происходит отсюда, и достаточно хорошо видно, как гордыня собирает свои плоды. Если Бог
— это природа, пусть даже «Bonum diffusivum sui»*, о котором они так много говорят, то
можно будет поставить по этому поводу ряд проблем — если будешь уверен, что разрешишь
их. Для этого нужно лишь вывести свойства этой природы согласно логике разума. Какой
Бог понравится этим философам в качестве ощущаемого опытом, как не тот, кто удерживает
в своем мышлении все вещи на свете, но, однако, отличен от свободного
Бога Священного Писания?! Ибо если Бог не природа, а свобода, то всякий вопрос о Нем
предполагает непредвидимый ответ. Так что нельзя вывести логически, что Он должен
сделать; поскольку Он делает то, что хочет, можно только веровать в то, что Он делает. Чтобы
удостовериться в этом, нужно было, чтобы Бог сказал это Сам. Вера—это акт смирения, а
смирение достигается только покаянием: «покайтесь и веруйте в Евангелие». В этом
заключена вся христианская мудрость. Эта радикальная оппозиция по отношению к
платонизму объясняет согласие Жерсона — и многих других вместе с ним — с
определенными характерными тезисами ок-камизма и его относительное противостояние
всякому реализму идей, который, вводя в Бога необходимые сущности, как бы ограничивает
извне его высшую свободу. «Бог желает определенных действий не потому, что они хороши,
— утверждает Жерсон, — но они хороши, потому что Он их желает». Если бы в Боге не было
правил добра, предшествующих самой его воле, он был бы чист от всех этих «formalitates»**,
из которых во многих случаях делают столько «formalizantes»*** эти любители новых
формул, которым хочется думать, что их интеллект может разглядеть сущности вещей, и
хочется, чтобы душа постоянно беседовала сама с собой с помощью их концептов. Если здесь
речь не идет лишь о том, чтобы приучить думать не только о чувственно воспринимаемом, —
это великолепно. Но насколько опасно принимать тут логику за метафизику! Сущности суть
только абстракции, результаты анализа, который должен производиться в уме с целью
различения своих объектов: делать из этого вещи, значит преображать логику в метафизику,
а затем — в теологию. Такова опасность, которую несут с собой творчество Дунса Скота и
«formalizantes». Вводя в Бога «formas methaphysicales, vel quidditates, vel rationes ideales»****,
они разрушают простого и свободного Бога веры. Именно из этого центра систематически
исходит критика Жерсона
541
7. Жан Жерсон и итоги XIV столети
против целого ряда философов и теологов, имена которых он не лишает себя удовольствия
назвать. Эти люди, которых он, впрочем, в 1402 г. считал меньшинством, являются, с его
точки зрения, наследниками платонизма, воспринятого ими от Авиценны и Аль-Газали и
толкуемого каждым из них по-своему. В их числе — уже упоминавшиеся Дуне Скот,
Раймунд Луллий, Джованни де Рипа, Брадвардин; иногда — более умеренные и менее
опасные, такие, как Генрих из Ойты; но чаще — более подозрительные, те, которые
реализовали в Боге идеи до такой степени, что сделали из них творения: осужденные в 1210 г.
Скот Эриугена и Амальрик Венский, которые фактически породили Уик-лифа, передавшего
свое духовное наследие Яну Гусу и Иерониму Пражскому. Впрочем, каково бы ни было его
истинное происхождение, весь этот реализм
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|